общеобразовательная школа-интернат ст.Старолеушковской. Лукашевич
школа-интернат ст. Старолеушковской
 

Главная страница
Администрация
Визитка школы
История школы
Школа сегодня
Школьная газета
Тематические недели
Фотогалерея
Новости школы-интернат
Аттестация педагогов
Профильное обучение

 
  Начальная школа
Средние и старшие классы
Методические объединения
СПОРТландия
 
  Кружки, секции
 
  Отчеты, акты, нормативные документы, Перспективный план развития школы
Состав попечительского совета

 
 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

 

 
 

Закон на защите детства

 
 

Схема проезда
Приемные дни,телефоны

 
 

ВХОД

 
 

 

 

Электронный портрет общеобразовательной школы-интернат, ст. Старолеушковской Павловского района Краснодарского края
 

 

Описание психолого - педагогической технологии работы

педагога -психолога ГБС(К)ОУ школы- интерната VIII вида

ст. Старолеушковской Краснодарского края

Лукашевич Натальи Владимировны.

 

Тенденция ухудшения психического и физического здоровья школьников приняла устойчивый характер, основная причина этого - длительное, ежедневное, стрессогенное влияние членов семьи, имеющих девиантные отклонения, на ученика. Специфика нашей школы, в которой организация учебно - воспитательного процесса и коррекционно-­развивающей работы осуществляется по разным учебным программам привела к осознанию следующей проблемы: забота о сохранении здоровья учеников является необходимым условием повышения качества жизни воспитанников и качества работы школы.

Реализация данной цели требует от педагогической службы наряду с диагностическими, консультативными и коррекционными умениями способностей направленных на системный анализ проблемных ситуаций и их разрешение, программирование и планирование инициативной деятельности, соорганизацию собственных усилий с деятельностью всех участников образовательного процесса школы (см. схема «Участники и принципы сопровождения»)

 

Целью деятельности педагога - психолога является обеспечение социально-психологических условий для максимально полного личностного, интеллектуального и социального развития всех участников учебно - образовательного процесса.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

                    сопровождение организации индивидуального и  дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания через изучение личности учащихся и ученических коллективов;

                    реализация программ преодоления трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения;

                    содействие в приобретении психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития всех участников учебно - образовательного процесса;

                    оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в школе, создание условий для развития ученических коллективов.

Психолого-педагогическую деятельность выстраиваю в парадигме сопровождения образовательного процесса по алгоритму, охватывающему всех участников образовательного процесса - учеников, родителей, педагогов (см. схему «Алгоритм ГТПМС сопровождения»).

 

Схема «Алгоритм ППМС сопровождения»

 

Психолого-педагогическое сопровождение учащихсяосуществляю по 2 типам: непосредственное (прямое) и опосредованное (косвенное).

При непосредственном сопровождении психолог взаимодействует напрямую с учеником. При опосредованном взаимодействии с учеником - через промежуточные звенья: учителя, родителей, другого ученика, источник знаний. В своей работе я использую различные виды непосредственного и опосредованного двухступенчатого и трехступенчатого сопровождения:

                    непосредственное сопровождение: психолог - ученик (ученики) (индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия; психологическая диагностика - отслеживание психического развития конкретных детей и социально - психологического развития ученических коллективов);

                    опосредованное двухступенчатое сопровождение 1 вариант: психолог - ученик (ученики) - работа с источником знаний;

                    опосредованное двухступенчатое сопровождение 2 вариант: психолог - педагог, классный руководитель - ученик (ученики) (консультирование педагогов по вопросам, связанных с обучением, воспитанием и психологическим развитием учащихся и ученических коллективов; психолого — педагогическое просвещение; разработка и реализация совместных программ психолого - педагогической работы с отдельными учащимися и ученическими коллективами);

                    опосредованное двухступенчатое сопровождение 3 вариант: психолог - родитель - ребенок (ученики) (родительская группа, плановые тематические внутриклассные и общешкольные родительские собрания; работа в консультативном режиме др.);

                    опосредованное двухступенчатое сопровождение 4 вариант: психолог - ученик (ученики) - ученик (ученики) (работа с органами школьного самоуправления);

                    опосредованное трехступенчатое сопровождение 1 вариант: психолог — классный руководитель - родитель (родители) - ученик (ученики);

                    опосредованное трехступенчатое сопровождение 2 вариант: психолог — педагоги - ученики - ученик.

В настоящее время психологическое сопровождение учащихся школы я осуществляю по двум типам программ:

                    индивидуально - ориентированные (направлены на решение проблем конкретной личности);

                    системно - ориентированные (предназначены для предупреждения возникновения проблем или решения проблем, характерных для большой группы учащихся).

Выявление типичных проблем, характерных для значительных групп учащихся, - отправная точка в моей работе по профилактике различного рода трудностей и разработке системно-ориентированной программы сопровождения. Перечислю несколько наиболее востребованных в нашей школе программ:


 

Целевые программы: Адаптация и преемственность в УВП учащихся 1,5,9 классов и вновь прибывших учащихся; Программа психокоррекции для учащихся с интеллектуальными нарушениями 10- 14 лет, Программа по развитию психомоторки и сенсорных процессов у учащихся 1-4 классов .

Профилактические и развивающие программы, направленные на предупреждение и преодоление проблем у учащихся школы: Социально­психологический тренинг «Учусь общаться», Коррекционно- развивающая Программа по работе с детьми, испытывающими трудности в поведении «Принятие друг друга», Игра- программа по развитию социально­эмоциональной сферы у детей « Что я знаю о себе? И как получить удовольствие от общения с другими?»,Программа практикума развития толерантных способов поведения, Программа по развитию коммуникативных навыков «Мир, в котором Я живу!» .

Апробированы программы по формированию ЗОЖ: Программа развития духовно - нравственной сферы личности младшего школьника: «Мир твоей души»; Программа по коррекции самооценки у учащихся с элементами сказкотерапии.

Разработка и реализация мероприятий в тематических неделях и месячниках : «Профилактика вредных привычек», «Я выбираю ЗОЖ!», «Профориентация», Неделя «Поиск – призвание - профессия», «Профилактика правонарушений и семейного неблагополучия», «Безопасность детей», «Операция «досуг» в каникулярное время, с целью сохранения и укрепления здоровья детей, профилактики и коррекции девиантного поведения, профилактики неврозов считаю одной из самых важных составляющих в моей деятельности.

Необходимым и эффективным в своей работе практического школьного психолога считаю применение следующих методов диагностики, коррекции, развития и профилактики: песочная терапия, арттерапия, сказкотерапия.

В 2012 году для диагностики ученического коллектива администрацией школы приобретена компьютерная программа 1C : Школьная Психодиагностика. Базовая версия. Она позволила автоматизировать работу школьного психолога. Социальная и практическая значимость психологической диагностики в образовательном процессе стала очевидной:

                    Удовлетворила потребность обучающегося в самопознании;

                    Расширила возможности личностной самореализации в ходе обучения;

Позволила максимально учесть индивидуально- психологические возможности и особенности обучающихся, вести профилактику деструктивных социально- психологических явлений.

Программа представляет собой инструментарий для психодиагностики учащихся и служит для получения индивидуального и группового психологического среза для планирования дальнейшей коррекционной работы. «Ведет» список учащихся, родителей (опекунов), досье на учащегося, проводит тестирование, обрабатывает и хранит документы тестирования, производит анализ и получение отчетов по результатам тестирования.


 

Одним из важных средств реализации запросов школы XXI века является проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Я считаю, что компьютерная коммуникация даёт возможность доступа к большим массивам информации, что развивает у школьников умения работать с разнообразной информацией, эффективно планировать работу, проектировать способы её выполнения и результаты, осуществлять поиск и отбор, анализ и систематизацию необходимого материала. Например, презентации, видеоролики, тесты, игры позволили повысить мотивацию школьников к здоровому образу жизни, популяризировать ценности физической культуры и спорта, внесли большой вклад в мою работу по профессиональному самоопределению старшеклассников.

Реализация данных программ психолого - педагогического сопровождения детей и подростков в УВП повлияла на состояние здоровья и качество образовательного процесса в школе. На данный момент мы имеем следующие результаты в обеспечении психолого -социальной защищенности учащихся в нашей школе (общая численность - 160 человек):

                    общая удовлетворённость учащихся процессом обучения достаточно высокая и составляет 70%;

                    у 81% учащихся отсутствует чувство необходимости своего присутствия на уроках;

                    75% учащихся не испытывают чрезмерной нервно - эмоциональной и физической напряжённости на уроках;

                    72% чувствуют себя комфортно и испытывают чувство собственной состоятельности, в том числе как результат уважения личности в данном пед. коллективе;

                    52% учащихся заинтересованы в происходящем на уроках и активны в обучении;

                    96% - позитивность межгрупповых отношений в классных коллективах;

                    67% учащихся ощущают свою социально — групповую приобщённость, неотверженности на уроках;

                    68% учащихся средних классов заинтересованы в обучении с точки зрения социально - групповых ориентаций (на родителей, взрослых, одноклассников).

При реализации психологического сопровождения в целом мне удалось получить ожидаемые результаты:

 

Учебный год

2010-2011

2011-2012

Количество уч-ся

200 чел.

160 чел.

Уровень мотивации к учебной деятельности (высокий, выше среднего, средний)

60%

65%

Уровень школьной тревоги (средний, ниже среднего, низкий)

80%

77%

Коэффициент

13

15

удовлетворенности

ученических

ученических

ученическим коллективом

коллективов

коллективов

 

Психологическое сопровождение педагогического коллектива и опытно экспериментальной работы школы

Развитие школы - процесс непрерывный, требующий постоянных поисков, разработок, экспериментальных проверок. ГБС(К)ОУ школа- интернат VIII вида ст. Старолеушковской Краснодарского края - находится в постоянном творческом поиске, обеспечивающем высокий уровень преподавания и отличное качество коррекционно- образовательного процесса.

Преобладающая профессиональная позиция: аналитик, тренер, консультант. Работая с администрацией, я активно участвую в разработке и реализации      образовательных программ и проектов, провожу

психологическую экспертизу реализуемых моделей образовательной среды с точки зрения задач возрастного и индивидуального развития детей, принимаю участие в разработке общего плана работы, отслеживаю промежуточные итоги и вношу коррективы в реализуемые психолого­педагогические программы, совместно с администрацией разрабатываю сценарии значимых мероприятий, консультирую педагогический коллектив по различного рода проблемам.

Психологической службой созданы необходимые социально - психолого-педагогические условия для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, повышения их психологической культуры (компетентности): семинары, деловые и ролевые игры; тренинги; психологическое сопровождение в процессе аттестации; анализ психологической составляющей по итогам посещения уроков; групповые консультации; индивидуальное консультирование по результатам диагностики педагогов и учащихся; диагностика эмоционального состояния, психологического микроклимата, гармоничности психологической культуры.

Основу профессионального здоровья педагога составляет психологическое здоровье как мера способности педагога выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире. Цель психологической работы с педагогом заключается в том, чтобы запустить новые продуктивные механизмы, обеспечивающие формирование способности педагога к собственному развитию, к созданию мотивов и интересов быть здоровым.

Комплексное решение проблемы сохранения и восстановления профессионального здоровья возможно путем создания в образовательном учреждении оптимальных условий для личностного и профессионального развития педагога. Для этого я применяю в работе с коллективом ряд тренингов и консультаций: «Профессиональное здоровье педагогов» , «Профессиональное выгорание и как ему противостоять», «Психологическая помощь молодым специалистам» и т.д..


 

Эффективность подтверждается результатами наблюдений и психодиагностики: эмоционально-психологический климат ученических и педагогического коллективов (за 2011- 2012уч.г.) остается стабильным: в педагогическом коллективе это 74%, в ученических коллективах - 87%.

Психологическое сопровождение семьи.

Работу с родителями я рассматриваю как важнейший аспект своей деятельности, направленный на диагностику, коррекцию и развитие психологического здоровья семьи. Наиболее удачны, эффективны формы работы с родителями:

                    коррекционная работа с детско-родительской парой в процессе психологического консультирования. (гармонизировались детско родительские отношения 2010-2011 г.г. -6 пар, 2011-2012 г.г. - 9 пар);

                    консультативно - просветительная работа с семьей в рамках системы духовно - нравственного воспитания: с июля 2011 года систематическое функционирование выездной социально- психологической службы школы в семьи учащихся (педагог- психолог, социальный педагог), которое позволяет проводить социально-психологическое обследование материальных, жилищно- бытовых условий проживания ребенка, диагностику внутрисемейных межличностных отношений, исследование интересов и потребностей ребенка; на основе результатов выстраивать профилактическую или коррекционную работу с семьей или отдельными ее членами, (в 2011- 2012 уч.г. посещено 90 семей, оказано психологической помощи 82 семьям)

                    Также являюсь активным членом школьного ПМПК консилиума, и членом Штаба Воспитательной работы.

По результатам диагностики “Школа глазами родителей” отмечается высокая оценка родителями деятельности администрации, педагогов, специалистов школы по эффективному общению и взаимодействию:

- 92% получают информацию об успехах и неудачах ребёнка в школе;

- 90% чувствуют, что сотрудники школы доброжелательно относятся к ребёнку;

- 83% родителей удовлетворены работой специалистов социально­психологической службы.

Вместе с тем, необходимо отметить, что при достаточно высокой оценке работы «школы», активность самих родителей остается низкой, что тоже является проблемой, требующей разрешения.

Пути профессионального мастерства

Для успешной реализации профессиональной деятельности постоянно повышаю профессиональную квалификацию и педагогическое мастерство на различных курсах семинарах , где получаю новые знания и делюсь практическими результатами своей работы.

Перспективы профессионального роста и развития вижу в создании следующих проектов:

                    Проект «Путь к успеху» (разработка индивидуальных образовательных траекторий развития школьников в условиях коррекционной школы VIII вида).
 Задачи: разработать структуру индивидуальных образовательных маршрутов для различных ступеней обучения; осуществить комплексную диагностику учащихся - разработать систему способов оценки личностного роста школьников.

                    Проект «Школьная служба примирения» (цель: создание ШСП как условие гармонизации отношений всех участников образовательного процесса и привлечения лидеров подростковых групп в деятельность по изменению культурных норм школьной среды). Задачи: разработать модель службы, создать специальную страничку службы на школьном сайте.

                    Апробировать в 2012- 2013 уч.г. уже разработанную мной программу «Профилактика суицида среди учащихся».

 

<НАЗАД>