Психолого-педагогическое сопровождение учащихсяосуществляю
по 2 типам: непосредственное (прямое) и опосредованное (косвенное).
При непосредственном сопровождении психолог взаимодействует напрямую с
учеником. При опосредованном взаимодействии с учеником - через
промежуточные звенья: учителя, родителей, другого ученика, источник
знаний. В своей работе я использую различные виды непосредственного и
опосредованного двухступенчатого и трехступенчатого сопровождения:
•
непосредственное сопровождение: психолог - ученик (ученики)
(индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия;
психологическая диагностика - отслеживание психического развития
конкретных детей и социально - психологического развития ученических
коллективов);
•
опосредованное двухступенчатое сопровождение 1 вариант: психолог
- ученик (ученики) - работа с источником знаний;
•
опосредованное двухступенчатое сопровождение 2 вариант: психолог
- педагог, классный руководитель - ученик (ученики) (консультирование
педагогов по вопросам, связанных с обучением, воспитанием и
психологическим развитием учащихся и ученических коллективов; психолого
— педагогическое просвещение; разработка и реализация совместных
программ психолого - педагогической работы с отдельными учащимися и
ученическими коллективами);
•
опосредованное двухступенчатое сопровождение 3 вариант: психолог
- родитель - ребенок (ученики) (родительская группа, плановые
тематические внутриклассные и общешкольные родительские собрания; работа
в консультативном режиме др.);
•
опосредованное двухступенчатое сопровождение 4 вариант: психолог
- ученик (ученики) - ученик (ученики) (работа с органами школьного
самоуправления);
•
опосредованное трехступенчатое сопровождение 1 вариант: психолог
— классный руководитель - родитель (родители) - ученик (ученики);
•
опосредованное трехступенчатое сопровождение 2 вариант: психолог
— педагоги - ученики - ученик.
В настоящее время психологическое сопровождение учащихся школы я
осуществляю по двум типам программ:
•
индивидуально - ориентированные (направлены на решение проблем
конкретной личности);
•
системно - ориентированные (предназначены для предупреждения
возникновения проблем или решения проблем, характерных для большой
группы учащихся).
Выявление типичных проблем, характерных для значительных групп учащихся,
- отправная точка в моей работе по профилактике различного рода
трудностей и разработке системно-ориентированной программы
сопровождения. Перечислю несколько наиболее востребованных в нашей школе
программ:
Целевые программы:
Адаптация и преемственность в УВП учащихся 1,5,9
классов и вновь прибывших учащихся; Программа психокоррекции для
учащихся с интеллектуальными нарушениями 10- 14 лет, Программа по
развитию психомоторки и сенсорных процессов у учащихся 1-4 классов .
Профилактические и развивающие программы,
направленные на предупреждение и преодоление проблем у учащихся школы:
Социальнопсихологический тренинг «Учусь общаться», Коррекционно-
развивающая Программа по работе с детьми, испытывающими трудности в
поведении «Принятие друг друга», Игра- программа по развитию
социальноэмоциональной сферы у детей « Что я знаю о себе? И как
получить удовольствие от общения с другими?»,Программа практикума
развития толерантных способов поведения, Программа по развитию
коммуникативных навыков «Мир, в котором Я живу!» .
Апробированы программы по формированию ЗОЖ: Программа развития духовно -
нравственной сферы личности младшего школьника: «Мир твоей души»;
Программа по коррекции самооценки у учащихся с элементами сказкотерапии.
Разработка и реализация мероприятий в тематических неделях и месячниках
: «Профилактика вредных привычек», «Я выбираю ЗОЖ!», «Профориентация»,
Неделя «Поиск – призвание - профессия», «Профилактика правонарушений и
семейного неблагополучия», «Безопасность детей», «Операция «досуг» в
каникулярное время, с целью сохранения и укрепления здоровья детей,
профилактики и коррекции девиантного поведения, профилактики неврозов
считаю одной из самых важных составляющих в моей деятельности.
Необходимым и эффективным в своей работе практического школьного
психолога считаю применение следующих методов диагностики, коррекции,
развития и профилактики: песочная терапия, арттерапия, сказкотерапия.
В 2012 году для диагностики ученического коллектива администрацией школы
приобретена компьютерная программа 1C
: Школьная Психодиагностика. Базовая версия. Она позволила
автоматизировать работу школьного психолога. Социальная и практическая
значимость психологической диагностики в образовательном процессе стала
очевидной:
•
Удовлетворила потребность обучающегося в самопознании;
•
Расширила возможности личностной самореализации в ходе обучения;
Позволила максимально учесть индивидуально- психологические возможности
и особенности обучающихся, вести профилактику деструктивных социально-
психологических явлений.
Программа представляет собой инструментарий для психодиагностики
учащихся и служит для получения индивидуального и группового
психологического среза для планирования дальнейшей коррекционной работы.
«Ведет» список учащихся, родителей (опекунов), досье на учащегося,
проводит тестирование, обрабатывает и хранит документы тестирования,
производит анализ и получение отчетов по результатам тестирования.
Одним из важных средств реализации запросов школы XXI века является
проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное
становление личности ребенка через организацию активных способов
действий. Я считаю, что компьютерная коммуникация даёт возможность
доступа к большим массивам информации, что развивает у школьников умения
работать с разнообразной информацией, эффективно планировать работу,
проектировать способы её выполнения и результаты, осуществлять поиск и
отбор, анализ и систематизацию необходимого материала. Например,
презентации, видеоролики, тесты, игры позволили повысить мотивацию
школьников к здоровому образу жизни, популяризировать ценности
физической культуры и спорта, внесли большой вклад в мою работу по
профессиональному самоопределению старшеклассников.
Реализация данных программ психолого - педагогического сопровождения
детей и подростков в УВП повлияла на состояние здоровья и качество
образовательного процесса в школе. На данный момент мы имеем следующие
результаты в обеспечении психолого -социальной защищенности учащихся в
нашей школе (общая численность - 160 человек):
•
общая удовлетворённость учащихся процессом обучения достаточно
высокая и составляет 70%;
•
у 81% учащихся отсутствует чувство
необходимости своего присутствия на уроках;
•
75% учащихся не испытывают чрезмерной нервно - эмоциональной и
физической напряжённости на уроках;
•
72% чувствуют себя комфортно и испытывают чувство собственной
состоятельности, в том числе как результат уважения личности в данном
пед. коллективе;
•
52% учащихся заинтересованы в происходящем на уроках и активны в
обучении;
•
96% - позитивность межгрупповых отношений в классных коллективах;
•
67% учащихся ощущают свою социально — групповую приобщённость,
неотверженности на уроках;
•
68% учащихся средних классов заинтересованы в обучении с точки
зрения социально - групповых ориентаций (на родителей, взрослых,
одноклассников).
При реализации психологического сопровождения в целом мне удалось
получить ожидаемые результаты:
|