|
|
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Государственного специального
(коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся
(воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья,
общеобразовательной
школы-интерната
VIII
вида
станицы Старолеушковской
Краснодарского края
2011 – 2015 гг.
Разработчики Программы:
члены методического совета школы
|
ПАСПОРТ
программы развития ГС(К)ОУ
школы-интерната VIII вида ст.
Старолеушковской
Настоящая программа определяет концепцию
развития школы-интерната и основные направления деятельности по ее
реализации.
Нормативная база для разработки
программы развития школы-интерната
1.
Конвенция о правах ребенка.
2.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
3.
Закон РФ «Об образовании».
4.
Национальный проект «Образование».
Цель программы
Создание условий эффективного развития
школы-интерната для детей с отклонениями развития в ходе осуществления
модернизации образования.
Основные задачи
программы
1.
Внедрение инновационных образовательных и воспитательных
технологий, применение эффективных механизмов социализации.
2.
Определение оптимального содержания образования учащихся с учетом
требований современного общества к выпускнику школы и специфики
образовательного учреждения.
3.
Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения ее
эффективного развития.
Сроки реализации
программы
С января 2011 года по декабрь 2015 года.
Этапы реализации
программы
1.
Подготовительный
(январь2011- сентябрь 2012 гг.).
Выявление перспективных направлений развития школы-интерната и
проектирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации
общего образования.
2.
Основной этап (сентябрь
2012-сентябрь 2015 гг.).
Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.
3.
Аналитический (сентябрь
2015- декабрь 2015 гг.).
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего
развития школы-интерната.
Управление программой
Корректировка
программы осуществляется педагогическим советом образовательного
учреждения (ОУ). Управление реализацией программы осуществляется
директором и заместителями директора школы-интерната по
учебно-воспитательной, коррекционной и воспитательной работе.
I.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
1. Информационная справка
1.1 Паспорт
образовательного учреждения
Государственное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение школа-интернат
VIII
вида создано для обучения и
воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в
их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также
социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в
общество.
Место нахождения учреждения: ст.
Старолеушковская Павловского района Краснодарского края, ул. Красная,
10.
Директор – Жогло Александр Александрович,
руководит школой-интернатом с 2009 года.
Заместитель директора по УВР – Рыбникова
Ирина Алексеевна, начала работу в школе-интернате в сентябре 1979 года,
в должности заместителя директора с 1994 года.
Заместитель директора по ВР – Полякова
Любовь Викторовна, работает в школе-интернате с 1991 года, в должности
зам.директора по ВР с 2005 года.
Заместитель директора по АХР – Кругляк
Алевтина Александровна, работает в школе-интернате с января 2001 года.
Заместитель директора по УКР — Гальчун
Наталья Ивановна работает в школе с 1992 года, в должности заместителя
директора с 2009 года.
1.2.
Краткая справка об
истории Старолеушковской школы-интерната.
1928 г. - на территории кулацких подворий
открыт детский дом №1;
1943 г. - приказом №1 от 01 июля открыт
краевой детский дом, на момент открытия в нем находилось 22 ребенка;
1957 г. - построено здание учебного
корпуса, пущена в строй баня- прачечная, проведен водопровод;
1971 г. - детский дом реорганизован во
вспомогательную школу-интернат;
2006 г. - Государственное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с
отклонениями в развитии школа-интернат
VIII
вида.
2009 г. - переименована в государственное
специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников)
с ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательную
школу-интернат VIII
вида.
1.3 Характеристика окружающего социума
Школа-интернат
расположена в станице Старолеушковской Павловского района, в ней
обучаются дети не только Павловского района, но и Выселковcкого
и Динского районов. В станице проживает 23 учащихся. Наибольшее
количество учащихся обучается из ст. Павловской, а также станиц
Атаманской, Новопластуновской, Новолеушковской, Новопетровской и Веселой.
Доставку учащихся по субботам и понедельникам осуществляет школьный
автобус, оборудованный по всем требованиям перевозок детей, включая
систему ГЛАНАСС.
С 1 сентября 2003
года на базе школы-интерната начала деятельность школа надомного
обучения VIII вида для учащихся Павловского
района, которым по решению районной или краевой ПМПК рекомендовано
обучение на дому. Обучение данной категории учащихся, которых
насчитывает 33 человека, осуществляют учителя-совместители, работающие
по месту жительства.
Социальный статус семей создает
определенные трудности в обучении и воспитании детей с ограниченными
возможностями здоровья, каким являются учащиеся школы-интерната. Так,
30,6% составляют неполные семьи, 6,8% многодетные семьи с низким уровнем
достатка, 9% неблагополучные семьи, стоящие на различных видах учета, 15
учащихся находятся под опекой. 16,7% учащихся – дети из одной семьи.
1.4 Общие сведения о режиме работы
Школа-интернат работает в круглосуточном режиме 6 дней в неделю.
|
|
Режимный момент |
начальные классы |
время исполнения |
старшие классы |
1.
|
Подъём |
|
7.00 |
|
2.
|
Часы здоровья |
|
.07.15 |
|
3.
|
Зарядка |
|
07.25 |
|
4.
|
Подготовка к урокам |
|
08.00 |
|
5.
|
Завтрак |
07.25 |
|
07.25 |
6.
|
Линейка по вторникам |
|
8.00-8.15 |
|
7.
|
|
|
|
|
8.
|
|
|
|
|
9.
|
Учебная деятельность |
|
1-й урок |
|
8.15-8.55 |
|
|
2-й урок |
|
9.05-9.45 |
|
|
3-й урок |
|
10.15-10.55 |
|
|
4-й урок |
|
11.05-11.45 |
|
|
5-й урок |
|
11.55-12.35 |
|
|
6-й урок |
|
13.35-14.15 |
|
|
7-й урок |
|
13.35-14.15 |
|
10.
|
Второй завтрак |
|
09.45 |
09.45 |
11.
|
Обед |
|
14.15-14.45 |
|
12.
|
Трудчас |
|
15.00-15.50 |
|
13.
|
Самоподготовка |
16.00-17.00 |
|
16.00-17.20 |
14.
|
Кружковая работа |
|
17.20 |
|
15.
|
Игры на воздухе |
|
18.00 |
|
16.
|
Ужин |
|
19.00 |
|
17.
|
Внеклассное чтение |
|
19.25 |
|
18.
|
Отбой |
|
21.00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжительность урока: в 1 классе – 35
мин. (I
четверть), начиная со
II
четверти – 40 мин., во 2-9 классах – 40 мин.
Периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся: четверть,
год. Начало и продолжительность
учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со сроками,
действующими во всех общеобразовательных учреждениях Павловского района.
В 1 классе в феврале – дополнительные каникулы.
На индивидуальное надомное обучение на
одного ученика отводится в 1-4 классах – 8 часов, в 5-9 классах – 10
часов в неделю.
1.5 Информация о
контингенте учащихся (воспитанников)
В настоящее время в школе-интернате
обучается 156 учащихся, которые направлены в школу по заключению
районной и краевой ПМПК 33 учащихся обучаются на дому.
В начальном звене (1-4 классы) обучается – 41
учащийся, в среднем звене (5-9 классы) – 115 учащихся. Наполняемость
классов – 10-13 человек.
Учащиеся 9-х классов на уроках ПТО получают
начальное профессиональное образование по пяти специальностям:
животноводство, растениеводство, камненно-штукатурное дело, швейное дело,
столярное дело.
1.6 Специфика текущей образовательной политики
Школа осуществляет обучение и воспитание
в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану
здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития
учащихся, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся
в получении дополнительного образования.
Система воспитательной работы
определяется традиционными общешкольными мероприятиями и планами
воспитательной работы. Также организовано детское самоуправление (подготовка
совместно с педагогами коллективных творческих дел; выпуск школьных
газет; организация дежурства по школе; проведение уборки пришкольной
территории и т.п.).
Система дополнительного образования
детей осуществляется через кружковую работу и работу творческих
объединений:
- кружки: вокальный «Рябинушка»;
- спортивные секции: легкая атлетика,
теннис, шашки;
- кружки и творческие объединения: «Волшебный
сундучок», «Сударушка», «Рукодельница».
Занятость детей в кружках
дополнительного образования составляет: 11% - вокал, 50% - спортивный. В
работе творческих объединений принимают участие все учащиеся, посещающие
школу.
Школа реализует
общеобразовательные программы начального общего, основного общего,
начального профессионального образования.
Образовательный процесс осуществляется
в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней
образования:
1 ступень – начальное общее образование (нормативный
срок освоения 4 года);
2 ступень – основное общее образование (нормативный
срок освоения 5 лет);
3 ступень – начальная профессиональная
подготовка (нормативный срок освоения 2 года);
На первой ступени обучения
осуществляется всестороннее психолого- медико-педагогическое изучение
личности умственно отсталого учащегося, выявление его возможностей и
индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации
образовательного процесса. Учащимся прививается интерес к получению
знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности.
Проводится работа по общему и речевому развитию учащихся, коррекции
нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой
сферах, поведении. Начальное общее образование является базой для
получения основного общего образования.
На второй ступени обучения
учащиеся получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие
практическую направленность и соответствующие их психофизическим
возможностям, навыки по двум профилям труда (столярное и швейное дело).
Основное общее образование является базой для получения начального
профессионального образования. Обучение завершается аттестацией (экзаменом)
по трудовому обучению.
Организация образовательного процесса в
школе регламентируется учебным планом, расписанием занятий и комплексным
планом по учебно-воспитательной работе и социально-бытовой реабилитации
школьников. Учебный план школы-интерната разработан на основе Базисного
учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Вариант
I (приказ № 29/2065–П от 10 апреля 2002г.) в
соответствии с возрастными, интеллектуальными и психофизическими
возможностями умственно отсталых детей и подростков, с учетом
рекомендаций Минздрава по охране здоровья и предупреждению учебной
перегрузки школьников. Учебный план включает вариативную и инвариантную
части. Вариативная часть учебного плана включает три блока:
общеобразовательные курсы, трудовая подготовка, коррекционная подготовка.
Инвариантная часть представлена школьным компонентом.
В 1-9 классах из традиционных
общеобразовательных предметов изучаются: русский язык (чтение и развитие
речи, письмо и развитие речи), математика, природоведение, биология,
география, история, обществознание, изобразительное искусство, пение и
музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и
профессионально-трудовое обучение.
К коррекционным
занятиям в
I-IV
классах относятся занятия по
развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений
окружающей действительности,
специальные занятия по ритмике; в
V-XI
классах - социально-бытовая
ориентировка (СБО), на которых
осуществляется подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование
у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению
уровня общего развития.
Специальной формой организации учебных
занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые)
логопедические занятия (1-7 кл.), занятия по развитию психомоторики и
сенсорных процессов, по развитию познавательных процессов в 1-4 классах
и ЛФК для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными и другими
нарушениями. На эти занятия отводятся часы во вторую половину дня. Их
продолжительность 15-25 минут. Группы комплектуются с учетом
однородности и выраженности речевых, двигательных нарушений, а занятия
ЛФК - в соответствии с медицинскими показаниями.
На обязательные индивидуальные и
групповые коррекционные занятия в 1-4 классах (1 час в неделю) отведены
часы во вторую половину дня, направленные на коррекцию психических
процессов учащихся, основанных на принципах постепенного развития
(онтогенезе).
Содержание образования определяется
образовательными программами, разработанными исходя из особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников:
-
Программа специального (коррекционного) образовательного
учреждения VIII
вида. 1-4 классы./Под ред. В.В.Воронковой. – Издательство «Просвещение»,
2001
-
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы
VIII
вида для 5-9 классов. Сборник 1,2/Под ред. В.В. Воронковой.- М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001г. Допущено Министерством образования РФ
На основе базисных программ учителями
разработаны рабочие программы (по всем предметам). Объяснительные
записки к программам по всем предметам дают основные методические
рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации
учебного процесса. В учебных программах сформулированы основные
требования к знаниям и умениям учащихся, а также критерии их оценки.
Учебные программы определяют содержание
обучения по отдельным предметам и последовательность его прохождения по
годам обучения. Программы учитывают особенности познавательной
деятельности детей с нарушением интеллекта. Они направлены на
разностороннее развитие личности учащегося, способствуют умственному
развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое
и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий
учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений,
трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую
направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному
включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного
производства. В программах принцип коррекционной направленности обучения
является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления
недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного
воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным
предметом, а также в процессе трудового обучения. Особое внимание
обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических
нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Обучение учащихся
школы-интерната носит воспитывающий характер. Аномальное состояние
ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При
отборе программного учебного материала учтена его воспитывающая
направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей
личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами
общества.
Программа по трудовому
обучению в 1-4 классах дает возможность учащимся овладеть элементарными
приемами труда, общетрудовыми умениями и навыками, развивать
самостоятельность, положительную мотивацию к трудовой деятельности.
Для занятий по трудовому обучению и СБО с
V
класса учащиеся делятся на две группы.
X
и XI
классы являются классами углублённой профессиональной
подготовки по предметам:
животноводство, растениеводство, швейное дело, каменно-штукатурное дело.
По окончанию
XI
класса учащиеся получают следующие профессии:
оператор машинного доения, овощевод,
швея, каменщик, штукатур, лицензия А № 241487.
Структура трудового обучения
(или трудовой подготовки)
Структура трудовой
подготовки имеет три уровня:
I
уровень
I-IV классы пропедевтический период.
II
уровень
IX-
летнее образование.
V-IX классы - общий период трудовой подготовки.
III
уровень
XI
- летнее образование.
X-XI
классы - обобщающий период.
(оператор машинного
доения, швея мотористка, овощевод, каменщик, штукатур.)
Основные профессии трудового обучения.
I.
Сельскохозяйственный труд (растениеводство, животноводство)
II.
Каменно-штукатурное дело
III.
Швейное дело
IV.
Столярное дело
V.
Подготовка младшего обслуживающего персонала
Анализ накопленного опыта.
1.
Практическая направленность
трудового обучения позволяет
выполнить с детьми ряд трудовых операций по уходу за растениями и
животными и получению сельскохозяйственной продукции в школьном
подсобном хозяйстве, которая
используется для кормления животных и облагораживания школьной
территории.
На уроках швейного
дела учащиеся выполняют заказы населения по
пошиву постельного белья, мужских сорочек и трусов. Детских пелёнок и
распашонок и других изделий.
По предмету «Подготовка
младшего
обслуживающего персонала» основную работу педагоги направляют на
изучение тем: «Виды помещений, обязанности работников
помещений, дворников»,
«Правила уборки и ее последовательность, инвентарь для
работы» и др. Ребята проводят с учителями
генеральные уборки в коридоре,
учебных мастерских, мытье полов в учебном корпусе, мытье мебели и другие
практические работы.
Учащиеся групп
каменно-штукатурного дела изучают
приемы приготовления различных растворов, их состав, кладку кирпичных
стен, штукатурку, побелку,
осуществляют ежегодно мелкий ремонт школьных помещений внутри
зданий и снаружи, производят окраску забора, бордюров и другие работы.
2.
Выделение в предмете «Сельскохозяйственный
труд» разделов:
a)
Растениеводство;
Б) Животноводство.
3.
Созданы авторизованные программы по
предметам трудового
цикла с опорой на «Программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений
VIII
вида». В программах учитывалась
материально-техническая база школы и
потребность нашего района в кадрах.
4.
Составляются и проводятся мониторинги по овладению
учащимися практическими навыками.
5.
Создание конспектов для
учащихся обучающего характера по темам экзаменационного материала.
Целью программы
профессионально-трудового обучения в 5-9 классах является подготовка
учащихся к самостоятельному труду. Летняя трудовая практика в 5-9
классах по окончании учебного года проводится на пришкольном опытном
участке, в теплице, при ремонтных работах.
Так же разработаны программы
по предметам коррекционного блока:
-
по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений
окружающей действительности;
-
по социально-бытовой ориентировке;
-
по логопедии;
-
по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
1.7 Характеристика содержания
деятельности специальных коррекционных служб
Программа коррекционных занятий (1-4 кл.)
направлена на коррекцию
психических процессов учащихся, основанных на принципах постепенного
развития (онтогенезе).
Коррекционные индивидуальные и групповые
занятия: по логопедии, ЛФК, психомоторике проводятся по индивидуальным
планам специалистов.
Программа по развитию психомоторики и
сенсорных процессов в 1-4 классах разрабатывается педагогом-психологом
самостоятельно. В 5-9 классах
проводятся занятия педагога-психолога «Психокоррекция трудностей
общения у детей» с целью устранения искажений эмоционального
реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных
контактов ребенка со сверстниками.
Учителем истории
разработана программа факультативных занятий по основам православной
культуры для 5-6 классов.
В школе-интернате действует
библиотека площадью 68 кв.м., с читальным залом на 14 посадочных мест.
Библиотечный фонд составляет 3235 экземпляров, в том числе учебников
1066 экземпляров, учебно. Учебный фонд обеспечивает 70% потребности в
учебниках. Основная проблема в отсутствии учебников по истории и
обществознанию для коррекционных школ и устаревший фонд учебников чтения
для 2 и 3 классов. Подписка на периодические издания осуществляется по
полугодиям, включает в себя 22 наименований, 5 из которых адресованы
детям, а 17 являются хорошим методически подспорьем для педагогического
коллектива школы-интерната.
Библиотека школы хорошо оснащена
стендами и наглядными пособиями не только по библиотечному делу, но и по
основам компьютерной грамотности в связи с установкой 3-х персональных
компьютеров. В помещении библиотеки проведено спутниковое ТВ «Триколор»,
а также имеется ДВД приемник, для просмотра детских передач и программ.
Рабочее место библиотекаря оснащено
компьютерной рабочей станцией. Библиотечный фонд для досуга детей
обновлен энциклопедическими изданиями и яркими изданиями познавательной
направленности с крупными картинками и шрифтом. В 2011 году в помещение
планируется провести Интернет.
Уютное помещение с коврами, удобной
мебелью и персональной подсветкой на каждое читательское место,
позволяет библиотеке стать центром воспитательной работы.
|
1.7
Характеристика кадрового обеспечения
образовательного процесса
|
Показатели |
кол-во |
% к общему числу педагогов |
Всего:
учителей –
воспитателей – |
63
34
29 |
100
54
46 |
1. Педагоги, имеющие образование: |
|
|
·
среднее
специальное, всего
в т.ч. педагогическое |
26
23 |
41,3
36,5 |
·
незаконченное
высшее, всего
в т.ч. педагогическое |
1
1 |
4,8 |
·
высшее, всего
в т.ч. педагогическое |
36
36 |
57,1
57,1 |
2. Педагоги, имеющие стаж: |
|
|
·
до 5 лет |
2 |
3,2 |
·
от 5 до 10 лет |
13 |
20,6 |
·
от 10 до 20 лет |
21 |
33,3 |
·
свыше 20 лет |
27 |
42,9 |
3. Педагоги, имеющие
квалификационную категорию |
|
|
·
высшую |
2 |
3,2 |
·
первую |
9 |
14,3 |
·
вторую |
39 |
62 |
4. Педагоги, имеющие награды,
почетные звания |
|
|
·
Заслуженный
учитель Кубани |
1 |
2 |
·
Отличник
просвещения РФ |
3 |
4,8 |
●
Грамоты
МОРФ
|
1 |
2 |
5. Средний возраст педагогов |
40,3 |
|
|
1.8
Материально-техническая и
учебно-методическая базы
Школа функционирует в трех зданиях
постройки 1925 года. Нуждается в капитальном ремонте наружная стена
спального корпуса и вспомогательные сооружения (овощехранилище, теплица,
складские помещения). Школа располагает теннисным залом, расположенным
в учебном корпусе, спортивными площадками по волейболу и баскетболу,
футбольным полем, актовым залом, столовой на 150 посадочных мест,
буфетом медицинским блоком с полным набором помещений и изолятором.
Общее количество учебных кабинетов – 24.
В школе имеется 2 учебных кабинета (математика
и русский язык) оснащенных интерактивными досками, ноутбуками,
мультимедийными установками. В кабинетах истории, географии, биологии,
кабинетах начальных классов установлены
DVD-комплексы,
имеется подключение к спутниковому телевидению «Триколор –
TV».
Кабинеты логопедии, психолога, дефектолога, второй кабинет математики
оснащены компьютерами которые используются в образовательном процессе.
Имеется 2 компьютера в библиотеке. Школа-интернат имеет высокоскоростной
доступ в Интернет, работает электронная почта.
Для повышения качества образования школа
провела ремонт реконструкцию кабинетов: СБО, игровых комнат, кабинетов
начальных классов, спальных комнат, библиотеки, тренажерного зала,
психолога, а также помещения для буфета, помещения для рабочих,
электрика, ночных сторожей.
Полностью своими силами сделан
косметический ремонт 3 корпуса школы в которых находятся мастерские с
центральным отоплением по столярному и каменно-штукатурному делу.
На территории подсобного хозяйства за
счет внебюджетных средств отремонтированы крыши свинарника и сторожки,
покрашены 6 фасадов коровников,складских помещений, гаражей.
Текущее ресурсное обеспечение школы
|
|
Наличие социально-бытовых условий,
пунктов |
Количество |
Учебные кабинеты |
|
Начальные классы |
4 |
|
Старшие классы |
9 |
|
Библиотека |
1 |
|
Кабинет музыки |
1 |
Специальные коррекционные занятия |
|
Логопедический кабинет |
2 |
|
Кабинет психолога. |
1 |
|
Кабинет дефектолога |
1 |
|
Кабинет ЛФК |
1 |
Трудовое обучение |
|
Мастерские (швейная, столярная) |
2 |
|
Кабинет животноводства |
1 |
|
Кабинет растениеводства |
1 |
|
Кабинет КШД |
1 |
|
Теплица |
1 |
|
Животноводческий комплекс |
2 |
Помещения социально-бытовой ориентировки |
|
Кабинет СБО |
1 |
Объекты физической культуры и спорта |
|
Теннисный зал |
1 |
|
Тренажерная зал |
1 |
|
Футбольное поле |
1 |
|
Спортивный городок |
1 |
|
Баскетбольная площадка |
1 |
|
Волейбольная площадка |
1 |
|
Игровая площадка |
1 |
Медицинское обслуживание |
|
Мед.кабинет |
1 |
|
Изолятор |
1\3 места |
|
Стоматологический кабинет |
1 |
|
Кабинет пред рейсового осмотра |
1 |
Общежития |
|
Спальные помещения |
23 комнаты |
Общественное питание |
|
Столовая (+ буфет) |
1\160 мест |
|
Пищеблок |
1 |
Досуг, быт, отдых |
|
Гостиная |
1 |
|
Игровая комната |
7 |
|
Банно-прачечный комбинат |
1 |
|
Актовый зал |
1 |
|
1.10 Нормативно-правовая база деятельности
школы-интерната
Закон РФ «Об образовании»
Устав школы
Должностные инструкции
Положения
Нормативные акты
1.11 Источники и
основные параметры финансирования
Школа-интернат находится на федеральном
финансировании. Бюджетное финансирование покрывает примерно 98%
финансовых нужд образовательного учреждения. Оставшиеся 2% спонсорские,
шефские и другие внебюджетные средства за счет подсобного хозяйства
Спонсорские средства – это средства предприятий и частных лиц, входящих
в Совет школы и прочих организаций, оказывающих благотворительную помощь
школе-интернату. Шефскую помощь оказывают: ООО ПО «Маслозавод Павловский»
(директор Нестеров В.И. ), ООО «СП МИР» ( Президент Савранский
В.П),фермеры Василенко А.Н., Голуб Ю.А.,Макаренко Г.А.
Финансирование
выделенное и освоенное в 2010году
|
Статьи освоения финансовых средств |
Сумма, тыс.руб. |
I.
Краевая программа «Дети Кубани»: |
|
- ремонт фасада школьных зданий |
2283,8 |
|
|
II.
Средства из краевого бюджета: |
|
- капитальный ремонт
школы-интерната |
1062,5 |
- кровли и дверных блоков |
|
- электропроводки и замену
светильников в учебном корпусе |
428,2 |
- на замену дверных ,оконных
блоков на пластиковые в спальном корпусе и групповых комнатах |
325,7 |
- приобретение: |
|
- строительных материалов,
хоз.инвентаря, сан.техники, посуды |
577,8 |
- мягкого инвентаря (спец.одежда) |
11,6 |
- оборудования для кабинетов,
спортзала, инвентаря для столярной мастерской |
549,4 |
учебной мебели для классных
комнат |
31,6 |
- художественной литературы для
школьной библиотеки, учебников и методической литературы |
38,2 |
- оформление подписки на газеты
и журналы |
16,9 |
- запасные части к автомобилям |
41,04 |
- продуктов для школьного
питания |
2565,01 |
- ГСМ для подвоза детей |
345,8 |
- медикаменты и мед.оборудование
для медицинского блока |
25,7 |
III.
Спонсорская помощь в сумме |
|
-
Приобретение поликарбоната
для теплицы
-
остальная помощь
составила
|
69,0
32,5 |
|
В бюджете
2011г. Предусмотрены расходы в сумме 31 млн.233 тыс рублей не считая
расходов на основные средства (около 700 тыс) и расходов на капитальный
ремонт (около 700 тыс.), а также пожарную безопасность(около 2.3 млн.)
На 2012 год планируется увеличение
расхода бюджета до 32млн.038 тыс. рублей, что на 800 тыс больше чем в
2011 году. План расходов на 2013 год составляет32 млн.283 тыс. рублей.
2.
Проблемно-ориентированный анализ
2.1 Проблемы образовательного процесса
Важной задачей любого образовательного
учреждения является разностороннее развитие каждого ребенка и его
социальная адаптация в обществе. Наиболее актуальной считается проблема
взаимодействия с детьми, имеющими трудности в обучении, общении и
поведении в обществе, с детьми из «неблагополучных семей».
Дети с отклонениями в интеллектуальном
развитии представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с
ограниченными возможностями здоровья. И в настоящее время число детей
данной категории непрерывно растет.
В соответствии с Конституцией РФ и
Законом «Об образовании» «государство создает гражданам с отклонениями в
развитии условия для получения образования, коррекции нарушений развития
и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов»
Образование и воспитание детей с
ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них
специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные
условия и равные права с обычными детьми, возможности получения
образования в пределах специального образовательного стандарта, лечение
и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную
адаптацию. Идеи поиска оптимальных условий развития личности стала
центральной задачей учебно-воспитательного процесса.
Государственная политика направлена на
усиление внимания к проблемам таких детей, что подтверждается рядом
законодательных актов Российской Федерации – Конституция РФ, Закон «Об
образовании», Концепция Федеральной целевой программы развития
образования на 2006-2010 годы, Стандарт общего образования умственно
отсталых учащихся. Главное направление государственной политики по
отношению к детям выражается в следующем: любой ребенок, глубоко
умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с
комплексными нарушениями не должен быть социальным инвалидом и
потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом.
Он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному
вхождению в общественную среду.
Главная цель специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида –
подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду.
Большинство учащихся школы социально
незащищенные в связи с тем, что:
-
родители либо озабочены только материальным положением семьи и не
уделяют должного внимания воспитанию;
-
либо сами родители социально не адаптированы в силу своего же
умственного развития и ведут аморальный образ жизни;
- во
многих семьях отрицательное влияние на развитие детей, их нравственное
становление носит скрытый характер. Морально неблагополучных семей в
школе 9%.
Дети «группы риска» из неблагополучных
семей, где они сталкиваются с резко отрицательными аспектами поведения
родителей, составляют 28 %.
Снижение уровня жизни, рост преступности,
кризис семьи, безработица – все эти факторы влияют на школу в целом, и
на каждого отдельного человека. Все это учитывалось при разработке
Программы.
Условия нашего района диктуют
необходимость подготовки кадров для работы в сферах сельского хозяйства,
строительных и ремонтно-строительных работ.
На основе
анализа содержания и организации образовательного процесса в
школе-интернате были выявленные основные проблемы и противоречия,
сформулированы управленческие действия и ожидаемые результаты по
развитию деятельности
|
Управленческие действия |
Ожидаемый результат |
Разработка и внедрение
модифицированных образовательных программ, направленных на
повышение качества образования |
Повышение уровня знаний, умений
и навыков |
Обновление содержания
образовательных программ |
Повышение качества
образовательного процесса |
Реализация программ социализации |
Повышение сохранности
контингента, переход на более высокий уровень усвоения: с
репродуктивного на творческий |
Реализация программы
информатизации образовательного учреждения |
Повышение качества образования
педагогов в области компьютерных технологий и Интернет |
Совершенствование
программно-методического обеспечения образовательного процесса |
Повышение качества
образовательного процесса, создание авторских программ |
Актуализация
гражданско-патриотического воспитания |
Создание и реализация
тематических программ по гражданско-патриотической тематике |
|
2.2 Проблемы
воспитательной системы
Анализ воспитательной системы позволил выделить две ее
стороны: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя сторона воспитательной
системы включает в себя специально организованную, целенаправленную,
педагогически управленческую деятельность педагогов и детей при
непосредственном активном участии родителей.
Характер отношений, в целом, является
субъект-субъектным, поскольку педагоги, дети, родители являются
равноправными участниками данного процесса.
Основными направлениями воспитательной
работы педагогического коллектива являются: трудовое; гражданское;
интеллектуальное; физическое; этическое; эстетическое; экономическое;
патриотическое воспитание.
Воспитательная система школы-интерната – это определенная совокупность
взаимосвязанных процессов, методов и средств, создающих целенаправленное,
специально организованное педагогическое, воспитательное влияние,
направленное на воспитание личности с определенными качествами. В
воспитательной системе школы-интерната можно выделить такие компоненты:
цели и задачи, принципы воспитания, содержание, методы, формы,
результаты, диагностика образовательной и воспитательной системы,
аналитическая работа, коррекционная работа.
Воспитательная система школы-интерната создана с целью реализации
процесса становления социально адаптивной личности. Целью является
удовлетворения социального заказа на личность со сформированными
гуманистическими идеалами и инструментальными возможностями их
реализации, обеспечивающие успешную социализацию человека в современном
обществе.
Организация процесса воспитания в школе-интернате строится с учетом
следующей системы методических и общепедагогических принципов
необходимыми условиями для реализации образовательного процесса.
Основным критерием становления социализированной личности мы считаем
продвижение ребенка от низкого уровня сформированности его личностных
качеств к более высокому.
Показателями уровней сформированности гуманистического мировоззрения для
ребенка являются:
1.
Наличие сформированных гуманистических личностных ценностей;
2.
Наличие сформированных гуманистических идеалов и убеждений;
3.
Знание и соблюдение норм и правил гуманистического поведения.
В
целом можно сделать вывод о том, что воспитательная система является
динамичной, открытой, это является хорошим потенциалом для дальнейшей
работы, приоритетные направления которой сформулированы следующим
образом: |
Управленческие действия |
Ожидаемый результат |
Совершенствование работы по
реализации модели становления гуманистического мировоззрения |
Совершенствование воспитательной
системы, повышение уровня воспитанности |
Разработка пакета
диагностических методик, отслеживающих эффективность
воспитательной работы в объединениях |
Наличие пакета документов
диагностических методик |
Создание вариативных
образовательных программ по развитию коммуникативной культуры |
1.Реализация образовательных
программ
2.
Повышение уровня коммуникативной культуры |
Поиск, освоение и разработка
воспитательных приемов, методов, средств, технологий эффективных
при реализации процесса воспитания социально адаптивной личности |
Совершенствование воспитательной
системы, повышение уровня воспитанности, повышение способности
социализации ребенка в обществе |
Продолжить социологические
исследования семей воспитанников, активизировать сотрудничество
с семьями воспитанников в формах родительских собраний, семейных
гостиных, индивидуальных консультаций |
Повышение родительской
компетентности, педагогической культуры родителей |
Сохранение количества массовых
досуговых мероприятий |
Усиление влияния на внешнюю
среду, привлечение детей старшего возраста имеющих различные
проблемы |
Разработка системы мониторинга
эффективности воспитания |
Повышение качества
воспитательной работы и уровня воспитанности |
|
Учитывая все вышеизложенное, целью настоящей
Программы является:
создание условий для единого
коррекционно-развивающего пространства в школе, способствующего
дальнейшей социальной адаптации и интеграции обучающихся, воспитанников
в общество.
Речь идет не просто об их пассивной
интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными
возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества.
Именно проблема прогнозирования интеграции
наших обучающихся в жизнь обусловила разработку скоординированной работы
всех служб школы.
3. Приоритетные направления развития школы-интерната
3.1 Основополагающие аспекты
Школа-интернат призвана реализовывать
права личности с ограниченными возможностями здоровья на образование и
трудовую подготовку. Коллектив педагогов работает с учащимися, которые
имеют разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в
нарушении развития умственной деятельности, что влечет за собой общее
недоразвитие психики ребенка, его эмоционально-волевой сферы.
Несмотря на нарушения познавательной и
эмоционально-волевой сферы, дети с отклонениями в интеллектуальном
развитии способны к значительному развитию при организации
учебно-воспитательного процесса в условиях Модели
коррекционно-развивающего обучения.
Коррекционное образование, как и
общее, триедино:
·
коррекционное обучение
·
коррекционное развитие
·
коррекционное
воспитание
В нашем понимании:
Коррекционное обучение
– усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков
психического и физического развития ребенка и усвоения применения
полученных знаний.
Коррекционное развитие
– исправление недостатков умственного и физического развития,
совершенствование физических и психических функций, сохраненной
сенсорной сферы и нейродинамических механизмов, компенсации дефектов.
Коррекционное воспитание -
это воспитание типологических свойств и качеств личности,
соответствующих предметной специфике деятельности (познавательной,
трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной
среде.
В основе своей практической
деятельности школа исходит из личностно-ориентированного подхода,
развивающего обучения, теории поэтапного формирования умственных
действий, идей деятельного подхода и педагогической поддержки. Но в
первую очередь, реализует учение Л.С.Выготского о компенсаторных
возможностях ребенка с дефектом в развитии, суть которого заключается в
создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы ребенка.
Именно ориентация на сохранные стороны личности ребенка, его
потенциальные возможности, резервы организма является основой Программы.
Однако, учитывая контингент школы, который
неоднороден по-своему составу с точки зрения картины нарушений у каждого
ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые
бы обеспечивали коррекционно-развивающее сопровождение разноуровневых
групп детей одного класса и одного вида нарушений.
В качестве инновационных технологий мы
используем систему коррекционно-развивающего обучения, разработанную
Е.Д.Худенко; теорию педагогической поддержки О.С.Газмана, основанную на
всесторонней поддержке «развития единичного, особого, своеобразного»;
теории деятельного подхода Л.И.Маленковой, Н.Е.Щурковой о необходимости
включения школьников в различные виды деятельности. Необходимо создать
целостную систему воздействия на обучающихся, чтобы коррекционный
компонент входил в систему планирования всех служб школы, в работу
каждого специалиста в отдельности и вместе взятых.
Значение деятельности Концепции
– создать условия для компенсации имеющегося дефекта и максимальной
интеграции ребенка в общество.
Социальный заказ коррекционной
школе – развить у ребенка механизм продуктивной обработки получаемой
информации, который позволит адаптироваться в постоянно меняющейся
ситуации. Для этого необходимо включить в работу анализаторы, развить
компенсаторные возможности и способности.
Данная Программа развития
направлена на выполнение государственного заказа по образованию и
трудовой подготовке личности, и должна осуществлять:
-
реализацию прав
личности с отклонениями в развитии на образование, развитие и трудовую
подготовку;
-
организацию
учебно-воспитательного процесса;
-
определение содержания,
методов обучения и воспитания в соответствии с познавательными
возможностями, психофизическими и возрастными особенностями обучающихся
с отклонениями в развитии;
-
создание максимально
благоприятных условий для организации коррекционно-развивающего
пространства;
-
обеспечение коррекции
развития личности учащихся с целью дальнейшей их социализации в
соответствии с морально-этическими и правовыми ценностями, принятыми в
обществе;
-
подготовку обучающихся
к самостоятельной жизни и труду.
В рамках настоящей Программы
необходимо реализовать модель коррекционно-развивающей школы.
И необходимым условием развития
учреждения является приоритетное и опережающее развитие кадрового,
информационного, научно-методического потенциалов. Исходя из этого,
содержание учебно-воспитательного процесса будет представлено следующими
аспектами:
·
диагностика учебных и
личностных особенностей учащихся;
·
коррекция имеющихся в
развитии ребенка отклонений;
·
повышение мотивации и
стимулирование развития детей;
·
укрепление здоровья
(психологического, физического, эмоционального) детей;
·
реализация
государственного Стандарта общего образования умственно отсталых
учащихся;
·
сочетание разнопрофильных
вариантов общеобразовательной подготовки с их допрофессиональным и
профессиональным образованием.
Реализация данных аспектов позволит
обеспечить:
1.
Глубокое психолого-педагогическое изучение ребенка с целью
установления причин его трудностей в учении, характера отклонений в
развитии и определении направлений коррекционной работы, правильной
тактики индивидуального подхода.
2.
Последовательную индивидуализацию обучения.
3.
Реализацию личностного подхода, предусматривающую максимальное
стимулирование каждого школьника.
4.
Создание системы мониторинга – как организованной структуры
внутришкольного руководства и контроля, как системы научно-методического
анализа результатов деятельности специалистов, а также создания банка
данных о динамике коррекционно-компенсаторных процессов для
каждой возрастной группы.
5.
Целенаправленное осуществление оздоровительной и
коррекционно-воспитательной работы.
6.
Эффективное трудоустройство выпускников.
3.2 Ведущие
принципы развития
Концепция Программы развития строится на
следующих принципах:
Принцип
коррекционной направленности
Заключается в исправлении или ослаблении
недостатков психофизического развития детей в процессе обучения и
воспитания посредством использования специальных методических приемов.
Предполагает знание и учет структуры дефекта учащихся, опору на
сохранные и положительные стороны психики и поведения, индивидуализацию
содержания, темпов и сроков пропедевтического периода и собственно
обучения. Направлен на формирование обобщенных учебных и трудовых умений
и развитие самостоятельности обучающихся.
Принцип
воспитывающей и развивающей направленности
Связан с необходимостью
формирования у школьников нравственных представлений и понятий,
адекватных способов поведения в обществе и содействия их общему
психическому и физическому развитию. Требует создания особых условий и
«педагогизации» среды учащихся, повышения качества
коррекционно-педагогической работы путем включения школьников в активную
деятельность и развития у них познавательной активности и
самостоятельности.
Принцип
научности и доступности
Предполагает отражение современных
достижений науки, организацию образовательного и воспитательного
процессов на уровне реальных возможностей школьников, в ситуациях,
приближенных к реальным.
Принцип комплексности и целостности
Означает организацию многостороннего
педагогического влияния на личность через систему целей, содержания,
средств обучения и воспитания, учета всех фактов и сторон
учебно-воспитательного процесса. Заключается в необходимости
формирования у школьников не разрозненных сведений и понятий, а стройной
логической системы знаний, взаимосвязанных фактов и закономерностей.
Принцип социальной мотивации
Отражает обусловленность образования
общественными потребностями и влиянием общественной среды на процесс
обучения и воспитания учащихся. Реализуется в организации
учебно-воспитательной работы на основе тесной и многогранной связи с
окружающей действительностью, с жизнью предприятий, организаций,
учреждений; предполагает опору на жизненный опыт детей и подготовку к
самостоятельной жизни в обществе. Означает понимание учащимися
изучаемого учебного материала и успешное применение его в практической
деятельности. Предполагает углубление и закрепление осмысленных знаний,
и превращение их в умения и навыки. Обеспечивается систематическим
повторением материала, использованием системы специальных упражнений,
применением сформированных знаний и умений на практике. Основная
направленность специальной школы – трудовая. Предполагается, что в
процессе организации различных видов деятельности у ребенка будут
формироваться такие качества, как любовь к труду, аккуратность,
взаимоуважение к товарищам в процессе выполнения совместных трудовых
поручений, совершенствоваться их трудовые умения.
Принцип индивидуального и
дифференцированного подхода
Связан с необходимостью всестороннего
изучения учащихся и учета их индивидуальных особенностей (индивидуальный
подход), а также с выявлением типических особенностей, присущих
определенной группе школьников (дифференцированный подход). Предполагает
разработку программы работы со всем классом и развитие каждого ученика в
отдельности, отражающей ближайшие и перспективные задачи, систему мер по
включению ребенка во фронтальную работу класса и индивидуального
коррекционного воздействия. Требует использования дифференцированной,
содержательной, вариативной наглядности, изменяющейся в зависимости от
возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Принцип уважения к личности ребенка в
сочетании с разумной требовательностью, щадящий режим
Предполагает учет индивидуальных
особенностей школьника, опору на сохранные факторы, на положительные
стороны личности, а также создание охранительно- педагогического режима,
предполагающего различное сочетание труда и отдыха, медицинских
процедур.
3.3 Модель выпускника школы-интерната
Школа – единый обучающий и воспитывающий
центр на всех своих уровнях. Выполняя социальный заказ, она делает упор
на подготовку выпускника. Мы видим Модель выпускников на
соответствующих уровнях следующими:
Модель выпускника начальной школы
Учащиеся, завершившие обучение на ступени
начального образования, должны:
-
освоить
общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне,
достаточном для продолжения образования;
-
иметь повышенный уровень
развития высших психических функций в сравнении с результатами начальных
показателей;
-
овладеть навыками учебной
деятельности, простейшими навыками самоконтроля;
-
иметь начальные
представления и навыки коммуникативно-речевого общения;
-
владеть навыками
самообслуживания и личной гигиены;
-
овладеть элементарными
трудовыми навыками и умениями.
Модель выпускника основной школы
Учащиеся, получившие
основное общее образование, должны:
-
освоить на уровне требований государственных программ
учебный материал по всем предметам школьного учебного плана: русский
язык и литература, математика, природоведение, естествознание, биология,
география, история и обществознание, музыка и пение, изобразительное
искусство, физическая культура, профессионально-трудовое обучение,
социально-бытовая ориентировка;
-
уметь ориентироваться в окружающей действительности,
соблюдать общепринятые нормы поведения и общения;
-
владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать
на
поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации;
-
уметь достаточно грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, оформлять деловые бумаги;
-
знать основополагающие статьи Конституции РФ, определяющие
права и обязанности гражданина, основные законы трудового и уголовного
права;
-
читать и понимать несложные художественные произведения
классиков отечественной литературы; выдержки из газет и журналов о
современной общественно-политической жизни страны;
-
владеть элементами устных вычислений, основными
арифметическими действиями, решением несложных задач измерительного и
вычислительного характера;
-
знать (в пределах требований программы по соответствующим
видам труда): устройство орудий труда, свойства материалов, основные
технологические операции. Уметь самостоятельно: ориентироваться в
задании (используя предметные образцы, рисунки, чертежи, их сочетание),
планировать ход изготовления изделия, качественно выполнять работу,
контролировать результаты работы и давать отчет о ходе ее выполнения;
-
вести здоровый образ жизни;
-
определиться в выборе профессии.
3.4 Цели и задачи Программы развития
Цель Программы:
Оптимизация действующей модели
коррекционной школы в создании условий единого коррекционно-развивающего
пространства, способствующего дальнейшей социальной адаптации и
интеграции обучающихся в обществе.
Задачи:
1.
Создание и совершенствование единой системы целостного подхода в
организации коррекционно-развивающего пространства в школе.
2.
Обеспечение коррекции развития личности учащихся с целью
дальнейшей их социализации в соответствии с морально-этическими и
правовыми ценностями, принятыми в обществе.
3.
Создание максимально благоприятных условий для организации
трудовой и профессиональной деятельности.
4.
Создание постоянно действующей системы динамического мониторинга
за качеством образования детей с нарушениями в интеллектуальном
развитии.
Для создания модели
коррекционно-развивающей школы необходима скоординированная работа
всех служб школы. Нами выделяются:
1.
Учебно-методическая
·
обеспечение
образовательного уровня в соответствии с требованиями, определенными
федеральными программами, с учетом психофизических параметров личности;
·
создание условий для
реализации образовательных программ в соответствии с требованиями
Стандарта общего образования учащихся с отклонением развития;
·
разработка и внедрение
новых технологий коррекционно-развивающего обучения с целью развития
механизма компенсации каждого ученика;
·
организация динамического
наблюдения за уровнем знаний учащихся;
·
создание базы данных по
вариативным формам и методам организации коррекционно-развивающего
обучения; организация постоянной системы повышения квалификации
педагогов;
2.
Воспитательная
·
создание базы данных по
диагностике уровня воспитанности каждого ученика, группы, школы в целом;
·
создание условий для
личностного развития учащихся через организацию досуговой деятельности;
·
организация
физкультурно-оздоровительной работы с учащимися;
·
изучение и внедрение новых
технологий воспитательной работы;
3.
Коррекционная
·
разработка и создание базы
данных по планированию и моделированию коррекционно-развивающих уроков
для каждого звена школы;
·
разработка и создание баз
данных по диагностике уровня сформированности познавательных процессов и
личностных качеств каждого ребенка;
·
разработка
системы-картотеки специальных коррекционных упражнений по коррекции и
развитию высших психических функций и личности в целом для их
использования педагогами и воспитателями в ежедневной работе;
·
создание банка данных о
динамике коррекционно-компенсаторных процессов для каждого учащегося
индивидуально и класса в целом;
·
организация
дифференцированного и индивидуального обучения с целью максимальной
помощи отдельным ученикам;
·
организация взаимодействия
с педагогами и родителями в целях развития потребности в
психолого-педагогических знаниях и практического их использования в
коррекции, развитии и воспитании.
4.
Профессионально-трудовая
·
изучение современных
технологий, форм и методов трудовой подготовки обучающихся;
·
ориентация в
профессионально-трудовой подготовке учащихся с учетом региональных
условий;
·
создание системы
пошагового овладения профессиональными элементарными умениями,
способствующей самостоятельному существованию обучающихся во взрослой
жизни;
·
развитие системы
тренировочных навыков и умений, обеспечивающих усвоение учащимися основ
профессионально-трудовой деятельности.
5.
Лечебно-оздоровительная
·
организация
систематического наблюдения за состоянием здоровья каждого ребенка с
привлечением медицинского работника;
·
организация
скоординированной работы с психиатром, педиатром;
·
изучение современных
препаратов, форм, средств, технологий оздоровительного характера,
продуктов питания и пр.;
·
налаживание работы по
профилактике токсикомании и наркотической зависимости.
|
II.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
4. Содержание образования, его
научно-методическое обеспечение
4.1
Внедрение и совершенствование методов
обучения и
воспитания, способствующих развитию
школьников
В отличие от общеобразовательных школ,
ведущим компонентом образовательного процесса которых является обучение,
мы подчёркиваем, что ведущим компонентом в образовательном процессе
школы-интерната является коррекционная работа с личностью
ребёнка.
Направления коррекционной работы:
1. Совершенствование учебно-воспитательного процесса:
- учебные планы и рабочие программы;
- применение здоровье сберегающих технологий;
- наличие приёмов, способствующих развитию коммуникативных
навыков;
-наличие видов работы, способствующих развитию двух
полушарий головного мозга (конкурсы, …ошибки и т.д.)
-применение элементов индивидуально-ориентированной
системы обучения.
2. Коррекция двигательной сферы:
-оздоровительная двигательная активность (зарядка);
-релаксационная двигательная активность (физминутки,
дыхательная и речевая гимнастика, проведение подвижных перемен,
танцевальная перемена);
-игровая двигательная активность (вторая половина дня);
-спортивная двигательная активность (вторая половина дня –
подготовка к соревнованиям);
-досуговая двигательная активность (прогулки, экскурсии,
танцы);
-бытовая двигательная активность (посильный труд).
3. Психологическое сопровождение:
-диагностика эмоционально-волевой сферы;
-индивидуальный план;
4. Логопедическое сопровождение:
-обследование артикуляционного аппарата;
-обследование звуковой стороны речи и т.д.
5. Дефектологическое сопровождение:
- диагностика уровня сформированности познавательных
процессов;
- индивидуальный план.
5. Сопровождение ПМПК.
Учитывая особенности работы учреждения,
воспитание происходит не массово, а дифференцированно и, в большей
степени, индивидуально, с учётом направленности личности каждого ребёнка.
Основой педагогической
работы является творчество, непрерывный поиск новых путей в решении
проблем. В школе-интернате инновационная деятельность реализуется по
следующим направлениям:
|
Тема инновационной
деятельности |
Ожидаемый результат |
Самооценка профессиональных качеств педагогов и определение
перспективы развития |
Процентный
рост педагогов, имеющих высшую и первую квалификационную
категорию. |
Обновление
содержания программ по внеклассной работе |
Планы воспитательной работы, направленные на решение задач
формирования общей культуры ребенка, расширение его знаний о
мире, о себе, его социального опыта |
Методика
проведения занятий (новые методы и технологии) |
Демонстрация возможностей применение ИКТ на уроках и
внеклассных мероприятиях |
Применение
инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе. |
Используемые технологии позволят добиться 100% освоения ЗУН на
определенном этапе обучения. |
Организация
досуга |
Использование новых, нетрадиционных форм досуговой деятельности.
|
|
На современном этапе
развития общества и в период создания разноуровневой системы образования
процесс допрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации
усложняется. На первый план выдвигается личность обучаемого с его
способностями, потребностями и возможностями.
Особенности
контингента обучающихся ставят перед школой-интернатом следующие задачи:
·
раннее выявление и развитие творческих направлений
личности;
·
формирование опыта творческой деятельности у учащихся в
сфере декоративно-прикладного искусства и художественного творчества;
·
создание условий для профессионального самоопределения
школьников и возможности получения первичных профессиональных навыков.
|
Воздействие |
Задача |
|
Направленность |
Образовательная область |
Участие школьников в конкурсах |
Подготовить школьника к участию в конкурсах, спортивных
соревнованиях |
художественно-эстетическая, физическое развитие |
музыка, ИЗО, физкультура |
Удовлетворение познавательных интересов школьников |
Предоставить широкий и разнообразный выбор кружков и творческих
объединений |
социально-педагогическая |
декоративно-прикладное творчество |
Подготовка к итоговой аттестации |
Подготовить старшеклассников к сдаче итоговой аттестации по
трудовому обучению |
социально-педагогическая |
предметы профессионально-трудового обучения |
Ориентация школьника в выборе профессии |
Определить индивидуальные потребности, интересы и способности
школьников. |
социально-педагогическая, трудовое воспитание
|
предметы профессионально-трудового обучения |
|
Такое сотрудничество
акцентирует внимание на профилизации обучения, что дает возможность
школьникам в раннем возрасте ближе познакомиться с различными
профессиями, а также выявить свои склонности и способности и более
осознанно принять решение о выборе той или иной профессии.
4.2 Информатизация образовательного процесса
Перспективным
направлением развития коррекционного образования в рамках специальной
школы является использование новых информационных технологий.
Программа
информатизации школы-интерната рассчитана на 3 года и включает в себя 3
основных раздела:
создание единого
информационного пространства школы;
автоматизация
организационно-распорядительной деятельности школы;
использование
информационных технологий для непрерывного профессионального образования
педагогов и оптимизации учебного процесса;
Программа направлена
на освоение участниками образовательного процесса информационных
технологий и использование их в практической деятельности с целью
повышения качества образования.
Реализация данной
программы позволит эффективно организовать учебный процесс, опираясь на
последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего
коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень
эффективности внедрения информационных технологий в образовательный
процесс.
Программа включает
организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую
подготовку учителей на всех этапах освоения и внедрения информационных
технологий.
|
Задачи |
Мероприятия |
Внедрение электронного
документооборота
|
·
Создание
электронных документов зам.директора по УВР, зам.директора по ВР,
социальными педагогами, психологом, секретарем.
·
Разработка
электронного журнала учета посещаемости
·
Составление
расписания с помощью эл.программы
·
Мониторинг
успеваемости и движения учащихся |
Доступ учителей к компьютерам
в библиотеке во внеурочное время
для
индивидуальной работы |
·Проведение
курсов компьютерной грамотности для учителей.
·
Мониторинг
успеваемости учащихся по классу, предмету
·
Оформление
электронной документации
·
Проведение
Интернета в помещение библиотеки |
Использование Интернет для
повышения качества образования |
Поиск разработок уроков,
методических рекомендаций, нормативных документов в Интернет |
Создание медиатеки |
·
Приобретение
обучающих и развивающих программ для специальных (коррекционных)
школ
·
Приобретение
учебных пособий на
PC
и DVD
носителях |
Участие в Интернет-сообществах |
·
Семинары,
практикумы, конференции |
Оснащение дополнительным
оборудованием |
·
Приобретение 3-х
интерактивных досок, 3-х ноутбуков, 3-х мультимедийных установок. |
Социальная адаптация учащихся в
информационном пространстве |
·
Разработка
критериев формирования информационной культуры учащихся;
·
Выявление
показателей развития единого информацинно-образовательного
пространства школы-интерната; |
|
4.3 Формирование
здоровьесберегающего образовательного пространства
Физическая культура и спорт оказывают
значительное влияние на развитие человека и общества в целом. О
состоянии физической культуры и спорта в обществе можно судить по
следующим показателям:
·
Уровень здоровья и
физического развития людей;
·
Степень использования
физической культуры в сфере образования и воспитания;
·
Характер системы
физического воспитания;
·
Развитие массового спорта;
·
Высшие спортивные
достижения.
|
Направление работы |
Содержание деятельности |
Ожидаемый
результат |
Компоненты физкультурно-оздоровительной
деятельности |
Шашки |
Индивидуально-тренировочный
процесс,
спортивно-досуговая деятельность |
Участие в соревнованиях для
детей с ограниченными возможностями |
Теннис |
Индивидуально-тренировочный
процесс, спортивно-досуговая деятельность |
Участие в соревнованиях для
детей с ограниченными возможностями |
Волейбол, баскетбол |
Индивидуально-тренировочный
процесс, спортивно-оздоровительная деятельность |
Участие в соревнованиях
для детей с
ограниченными возможностями |
Тренажерный зал |
Индивидуально-тренировочный
процесс, спортивно-оздоровительная деятельность |
Занятия |
Компоненты профилактико-оздоровительной
деятельности |
Формирование ЗОЖ |
Проведение дней, декад и
месячников здоровья |
Участие в проводимых
мероприятиях |
Оздоровление |
Проведение фитопрофилактики,
витаминотерапии;
Физиотерапия |
Прием витаминов, физиопроцедур |
Коррекция |
Проведение ЛФК и профилактика
нарушения осанки |
Коррекция осанки, профилактика
заболеваний опорно-двигательного аппарата |
Информационная работа |
Выпуск санбюллетеней, газет;
проведение
лекций, бесед и семинаров; просмотр видеофильмов |
Знакомство с современными
рекомендациями по лечению и профилактике различных заболеваний |
Здоровьесберегающие технологии в
учебном процессе |
Проведение физминутук, минут
релаксации, зрительной гимнастики, обучение самомассажу,
аутотренингу, психологический настрой на ЗОЖ |
Снижение заболеваемости, снятие
усталости, улучшение психологического состояния учащихся |
|
III.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5. План
конкретных действий
I
этап 2011-сентябрь2012учебный год
Цель:
создание системы целостного подхода в организации
коррекционно-развивающего пространства
Задачи:
1.
Поиск путей
совершенствования содержания образования.
2.
Совершенствование системы
воспитательной работы.
3.
Создание целостной системы
медико-психолого-педагогических диагностик обучающихся.
Предполагаемый
результат:
1. Устав и локальные акты с изменениями и
дополнениями.
2. Экспертиза рабочих программ по предметам,
отражающих коррекционно-практическую направленность.
3. Создание картотеки коррекционно-развивающих
упражнений.
4. Программно-методическое обеспечение
курса по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
5. Программа развития воспитания.
Подпрограммы детско-юношеской организации «Радуга».
6. Проект программы по информатизации
7. Создание информационного банка данных
об обучающихся.
8. Материально-техническое обеспечение
учебно-воспитательного процесса (оборудование для занятий ритмики и ЛФК,
учебная мебель для кабинетов, оборудование для сенсорной комнаты,
столярной мастерской и кабинета каменно-штукатурного дела).
II
этап сентябрь 2012-сентябрь2015 учебный год
Цель:
совершенствование единой системы целостного подхода в организации
коррекционно-развивающего пространства
Задачи:
1.
Создание эффективной системы управления развитием
образовательно-воспитательной системы.
2.
Разработка критериев и показателей эффективности развития
образовательной системы.
3.
Совершенствование системы взаимодействия всех субъектов
учебно-воспитательного процесса
Предполагаемый
результат:
1.Скорректированная система управления.
2. Дифферецированный
подход к обучению детей с различной степенью дефекта в условиях школы.
3.Создание
программного и технологического обеспечения
образовательно-воспитательного процесса.
4. Материально-техническое обеспечение
учебно-воспитательного процесса (комплекты учебно-наглядных пособий,
методическая литература
для специальной (коррекционной) школы для проведения
психологической коррекции, наглядно- демонстрационный материал для
занятий по коррекции психомоторики и сенсорных процессов, учебная мебель,
технические средства обучения для кабинетов).
III
этап сентябрь2015-декабрь2015 года
Цель:
создание комплекса социально-трудовой адаптации,
коррекционно-воспитательного комплекса и комплекса
психолого-медико-педагогического сопровождения.
Задачи:
1.Реализация
отработанных образовательных программ и технологий.
2. Повышение
профессионального уровня персонала школы.
3. Анализ
эффективности развития образовательной системы школы.
Предполагаемый
результат:
1. Скорректированный пакет документов (образовательных
программ, перспективного учебного плана, методического обеспечения,
дидактического и воспитательного комплекса).
2. Отработанная система управления.
3.Обобщение опыта развития на уровне
методических, научно-практических рекомендаций и выводов.
4.
Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса (комплекты
учебно-наглядных пособий, наглядно- демонстрационный материал для уроков
биологии, истории и географии, учебная мебель, технические средства
обучения для кабинетов, мягкий инвентарь). |
I.
Организационно-методическое обеспечение
|
П/п |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Исполнители |
1. Подготовительный (констатирующий)
этап |
1. |
Создание творческих групп для
проведения аналитической работы и подготовки основных
мероприятий |
Октябрь 2011г. |
Педагогический совет |
2. |
Оперативная диагностика
мотивации готовности педагогического коллектива к работе по
созданию комплекса организационно-педагогических условий
управления качеством образования |
Ноябрь 2011г. |
Аналитическая группа |
3. |
Изучение, анализ и ранжирование
проблем в организации образовательного процесса |
Октябрь-декабрь 2011г. |
Аналитическая группа, зам.
директора, директор |
4. |
Разработка новых подходов к
планированию и управлению деятельностью школы |
Январь-февраль 2012г. |
Директор |
5. |
Обработка основных документов:
а) программы развития;
б) структуры управления
качеством образования |
Март-апрель 2012г. |
Педагогический совет, зам.
директора, творческие группы |
6. |
Отработка режима МО и творческих
групп в рамках темы, которую разрабатывает школа |
Май 2012г. |
Зам. директора, руководители
творческих групп, МО |
7. |
Создание «банка идей» развития
школы |
июнь-сентябрь 2012г. |
Учителя школы, зам. директора |
2. Основной (формирующий) этап |
1. |
Разработка комплексных программ
управления качеством образования:
а) принципов, содержания и
функций управления качеством образования;
б) критериев и показателей
качества образовательного процесса;
в) модели выпускника с учетом
современных требований общества |
2012-2013 учебный год
2013-2014 учебный год
2014-2015
учебный год |
Творческая группа
|
2. |
Проведение семинаров по
коррекционной работе |
ежегодно |
Творческая группа |
3. Корректирующий (аналитический)
этап |
1. |
Анализ влияния инноваций на
эффективность и действенность образовательного процесса |
2012-2013г. |
Творческая группа
|
2. |
Анализ соответствия
прогнозируемых и достигнутых результатов |
2012-2013г. |
Творческая группа
|
3. |
Коррекция планов и программ |
ежегодно |
Педагоги |
4. |
Коррекция модели выпускника
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната
VIII
вида |
ежегодно |
Творческая группа
|
|
<ВВЕРХ>
|