общеобразовательная школа-интернат ст.Старолеушковской.Шевченко Л.Н.
школа-интернат ст. Старолеушковской
 

Главная страница
Администрация
Визитка школы
История школы
Школа сегодня
Школьная газета
Тематические недели
Фотогалерея
Новости школы-интернат
Аттестация педагогов
Профильное обучение

 
  Начальная школа
Средние и старшие классы
Методические объединения
СПОРТландия
 
  Кружки, секции
 
  Отчеты, акты, нормативные документы, Перспективный план развития школы
Состав попечительского совета

 
 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

 

 
 

Закон на защите детства

 
 

Схема проезда
Приемные дни,телефоны

 
 

ВХОД

 
 

 

Электронный портрет общеобразовательной школы-интернат, ст. Старолеушковской Павловского района Краснодарского края
 

 

Проблемные ситуации на уроках биологии

 

Одним из средств повышения активности и самостоятельности учебной деятельности школьников является использование при выполнении учебных заданий элементов программированного обучения.

             Программированные задания подготавливаю с целью контроля за качеством усвоения материала. Суть их состоит в том, что на заданный вопрос ученик из ряда предложенных ответов должен выбрать один – правильный. Задания могут иметь текстовую или графическую форму, использоваться для индивидуальной и фронтальной работы. Они очень удобны на этапах проверки домашнего задания и закрепления.

           Для индивидуальной работы программированные задания пишу на отдельных карточках. Ученику даю набор нумерованных карточек, каждая из которых содержит 1 вопрос и 3 варианта ответа. В своей тетради ученик пишет номер карточки и цифру, обозначающую номер ответа, который он считает верным. В итоге у него получается цифровой ряд. Сравниваю свой цифровой ряд и тот, который получается у ученика, и определяю качество ответа. Например, по теме «Вода – жидкость» предлагаю следующую серию заданий.

I. Вода – это:  1) жидкость, 2) газ, 3) твёрдое тело.   

II. Вода – это:  1) тело, 2) явление,

III. Вода – это:  1)искусственное тело, 2) естественное тело.

          Программированные задания для фронтальной работы. В этом случае текст задания или рисунок помещаю на доске, ученики в своих тетрадях пишут только ответы (или дают устно).  

           Программированный диктант удобно давать при проверке знаний по серии уроков. Готовлю вопросы, подбирая к каждому 2 – 3 ответа, один из которых правильный. Вопросы с ответами последовательно зачитываю в слух. Учащиеся должны выбрать правильный ответ. По теме «Строение цветка» даю такой вариант программированного диктанта:

 1. Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях, называемых… (венчик, завязь, цветоножка).

2. Что образуют лепестки цветка?  (тычинку, завязь, венчик, плод)

3. Какие части цветка являются главными? (цветоножка, лепестки, пестик, завязь, тычинки).

4. Тычинка состоит из … (лепестков, тычиночной нити, пыльника, венчика).

5.  Пестик состоит из … (пыльника, цветоножки, столбика, рыльца).

          Диктанты такого типа позволяют определить степень усвоения материала учениками, приучают их к оперированию биологическими терминами, формируют грамотность в их написании (если ответы пишутся словами, а не цифрами).

             Включение программированных диктантов в урок требует определённой подготовленности учащихся к этому виду работы.    Поэтому объясняю учащимся цель этого диктанта, последовательность его выполнения: сначала записывается порядковый номер диктуемого вопроса, а затем необходимый по смыслу ответ. В случае затруднения в ответ предлагаю оставить место для него, которое заполняется при проверке диктанта.

          Данную форму диктанта могу изменить следующим образом. Учащимся предлагаю ряд предложений с пропущенными словами, обозначающими биологические термины, которые надо вставить.

Например:

1. Корневая система, представленная пучком длинных, тонких корешков, называется… (мочковатой, стержневой).

2. Подземная часть растения, всасывающая из почвы воды и растворённые в ней минеральные соли, называется… (корнем, стеблем, листом).

           Данные приёмы работы во многом облегчают усвоение школьниками биологических понятий и терминов.

           К программированным заданиям можно отнести различные карты с выбором ответов. Так, например, при закреплении темы «Сезонные изменения в природе» даю задания заполнить карту, где ученик из ряда предложенных ответов должен выбрать правильные. Номер ответов выписывается в рамку для ответов. В итоге на карте получается цифровой ряд. Сравниваю свой цифровой ряд и тот, который получился у ученика. 

        Учащиеся и сами могут проверить себя. Для этого с обратной стороны карты пишу правильный цифровой ряд.

Использую и другой вид карты. Например, при закреплении знаний по теме «Овощи, фрукты» предлагаю заполнить следующую карту.

        Ученик должен рассмотреть красочные картинки и обозначить свой выбор крестиком в соответствующей графе.

 

Где растут

 

 

 

 

 

 

Сад

 

+

 

 

+

 

Огород

 

 

+

+

 

    

       При закреплении темы «Дикие и домашние животные» можно заполнить следующую карту.

  

Животные

волк

корова

собака

лиса

дикие

 

+

 

 

+

домашние

 

 

+

+

 

         При изучении темы «Внешнее строения листа» можно дать следующую карту

Вывод:

          Использовании разнообразных программированных заданий в учебном процессе способствует не только развитию процессов мышления, но и позволяет преодолеть механическое усвоение знаний, активизировать познавательную деятельность, повысить самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля, а главное – содействовать коррекции личности аномального ребёнка, развитию его компенсационных возможностей. В пользу этого метода свидетельствуют такие моменты, как возможность получения учеником информации о том, правильно или неправильно он выполнял задание, сочетание коллективных форм работы с индивидуальной. Имеется возможность выявить затруднения школьников, оказать им помощь.

 

<Главная портфолио>