общеобразовательная школа-интернат ст.Старолеушковской.Шевченко Л.Н.
школа-интернат ст. Старолеушковской
 

Главная страница
Администрация
Визитка школы
История школы
Школа сегодня
Школьная газета
Тематические недели
Фотогалерея
Новости школы-интернат
Аттестация педагогов
Профильное обучение

 
  Начальная школа
Средние и старшие классы
Методические объединения
СПОРТландия
 
  Кружки, секции
 
  Отчеты, акты, нормативные документы, Перспективный план развития школы
Состав попечительского совета

 
 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

 

 
 

Закон на защите детства

 
 

Схема проезда
Приемные дни,телефоны

 
 

ВХОД

 
 

 

Электронный портрет общеобразовательной школы-интернат, ст. Старолеушковской Павловского района Краснодарского края
 

 

 

Практическая работа на уроке биологии.

 

Содержание биологии как учебного предмета даёт мне большие возможности использовать на уроках практические задания.

 Рабочие тетради.

Чтобы уроки носили познавательный характер использую рабочие тетради по биологии для учащихся 6 – 9 классов.

6 класс - курс «Неживая природа».

7 класс – курс «Растения».

8 класс – курс «Животные».

9 класс – курс «Человек».

             В этих тетрадях имеются различного рода задания: тесты, загадки, кроссворды, таблицы, схемы, рисунки, программные задания. Работая с такими тетрадями учащиеся приобретают более чёткие представления, более глубокие и прочные знания по предмету, которые становятся основой для развития биологических понятий. Тетради составлены так, чтобы у детей возникло полное представление об окружающем мире и предназначены они для лучшего понимания детьми среды, в которой они живут – среды обитания. В процессе работы с такими тетрадями у учащихся развиваются и корригируются внимание и наблюдательность.         Рабочие тетради, когда основным источником знаний становится деятельность ученика использую на всех этапах обучения, с учётом индивидуальных возможностей учащихся посредством дифференцированной работы на уроке.

 

Практические работы с коллекциями.

      Использую коллекции:

а) коллекция растений;

б) коллекция насекомых;

в) коллекция полезных ископаемых;

г) коллекция съедобных и ядовитых грибов;

д) влажные препараты, муляжи.

         При работе с коллекциями использую приём рассматривания. Например, предлагаю детям рассмотреть гранит и описать его внешний вид: цвет, форму, размер. В результате рассматривания натурального объекта у учащихся формируется навык его анализа, умение воспринимать предмет во всём его многообразии и связях. Работа с коллекциями развивает внимание, представление, умение сравнивать объекты, выделять различительные признаки.

 

Практические работы со схемами.

Работу со схемами провожу в три этапа:

         I этап – совместное со мной составление схем и их заполнение. Например:

 

Руды чёрных металлов.

 

Название руды

Свойство и содержание железа

1. Магнитный железняк.

 

2. Красный железняк.

 

3. Бурый железняк.

 

 

Твёрдый минерал, чёрного цвета, содержит до 72 % железа.

Твёрдый минерал, вишнёво – красного цвета, содержит до 65 % железа.

Твёрдый минерал, бурого цвета, содержит до 40 % железа.

 

           Работа с подобными схемами способствует формированию у учащихся системы знаний, приучат их выделять главное, существенное в них сведениях, которыми они располагают, помогает устанавливать  причинно – следственные связи и отношения, что способствует решению коррекционной задачи.

         II этап работы со схемой – работа продолжается примерно одну четверть и больше. Например:

 

Органы растений.

Название органа

Расположение

Функции

Корень

Подземные

Орган питания, размножения

Стебель

Наземные

Проводит питательные вещества

Лист

?

?

Цветок

?

?

Плод

?

?

Семя

?

?

 

У учащихся подобные формы работы вызывают интерес, заставляют учащихся осмысленно относиться к информации, сообщаемой мной. Использую такие схемы на этапах закрепления.

          III этап работы со схемой – самостоятельное заполнение схем учениками. Дети работают с рабочими тетрадями по биологии, где имеются различного рода схемы. Работу провожу на всех этапах обучения как индивидуально, так и фронтально. Например:

      

При самостоятельном заполнении таких схем развивается умение осмысленно оперировать материалом, уметь дифференцировать данные, делать умозаключения.

 

Программированные задания:

тесты и диктанты.

      Провожу с целью контроля за качеством усвоения материала. Использую рабочие тетради по биологии, где имеются тесты. Суть этих заданий состоит в том, что на заданный вопрос ученик из ряда предложенных ответов должен выбрать один правильный или несколько правильных. Такие задания провожу на этапах проверки домашнего задания и закрепления нового материала. Задания имеют текстовую и графическую форму, используются для индивидуальной и фронтальной проверки. Например: «Свойства воды».

         Обвести кружочком цифры, после которых названы свойства чистой воды.

1.    Твёрдое тело.

2.    Жидкое тело.

3.    Имеет постоянную форму.

4.    Не имеет постоянной формы.

5.    Не имеет вкуса (пресная).

6.    На вкус горько – солёная

7.    Бесцветная.

8.    Имеет голубой цвет с разными оттенками.

9.    Непрозрачная.

10.  Прозрачная.

11.  Имеет резкий запах.

12.  Не имеет запах.

Графическая форма. Например, «Строение цветка».

     Рисунок помещается на доске и на индивидуальных карточках. Учащиеся дают ответы цифровыми обозначениями, что экономит время и позволяет проверить весь класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рисунке расставьте нужные цифры возле стрелок:

1 – цветоножка, 2 – венчик, 3 – тычинка, 4 – тычиночная нить,

5 – пыльник, 6 – пестик, 7 –рыльце, 8 – столбик, 9 – завязь.

 

По теме «Строения цветка» возможен такой вариант программного диктанта.

 1. Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях, называемых… (венчик, завязь, цветоножка)

 2. Что образует листики цветка? (тычинку, завязь, венчик, плод)

 3. Тычинка состоит из… (листиков, тычиночной нити, пыльника, венчика)

          Работа с программированными заданиями во многом облегчает усвоение биологическими понятиями и терминами, позволяет определить степень усвоения материала учениками, формирует грамотность в написании терминов (если ответы пишутся словами, а не цифрами).

 

Графические рисунки.

        Рисунок использую на том этапе, когда формирую представлении учащихся образ изучаемого объекта. Наиболее эффективными в плане усвоения материала являются рисунки, которые создаются постепенно, добавляется одна деталь, затем другая. Например, при изучении внешнего строения рыбы постепенно показываю следующий ряд графических работ.

                I.                                         IV.

 

               II.                                         V.

  

              III.                                        VI.

          Затем рисунки делают сами ученики в тетрадях. Графические работы значительно облегчают усвоению учениками материала, развивается умение, глядя на рисунок, давать к нему поясняющий текст, ученики приобретают навыки оформления таблиц, схем, формируется умение воспринимать объект во всём его многообразии.

 Карточки. Перфокарты.

       Самостоятельная работа по карточкам и перфокартам способствует развитию логического мышления. Различного рода карточки и перфокарты с рисунками и схемами изготавливаю сама на каждого ученика с учётом индивидуальных особенностей детей.

Проблемные ситуации.

      В последнее время ввожу в учебный процесс проблемные ситуации: проблемные вопросы, проблемные задачи.(Начальная школа №4,1998г.)

      Проблемные ситуации создают благоприятные условия для развития индивидуальных способностей и творческого мышления, самостоятельного решения проблемы учениками.

  

Дидактические игры.

               Для лучшего усвоения тем провожу дидактические игры и игровые задания направленные на развитие памяти, творческого воображения, развития речи, интереса к предмету и активизации познавательной деятельности. Но игрой стараюсь не злоупотреблять, так как это может привести к пробелам в знаниях, несмотря на высокую активность детей. Применяю 2 вида игр.

        I. Игры продолжительны по времени, рассчитаны на урок и требующие большой подготовки. Это игры – путешествия, викторины, КВН, БРЕЙН – РИНГ.

       II. Игры кратковременные. Это кроссворды, загадки, ребусы, шарады, лото, отгадывание народных примет. Основное назначение этих игр: развивать смекалку, сообразительность, заставить детей призадуматься. Проводятся эти игры в основном на этапах закрепления, но и тогда, когда необходимо переключить детей с одного вида деятельности. Большую роль игры играть во время проведения НЕДЕЛИ БИОЛОГИИ.

 

Работы по пересадке, перевалке, уходу и выращиванию комнатных растений.

           Эти практические работы прививают детям навыки по выращиванию и уходу за растениями: правильно поливать, рыхлить землю, удобрять, стирать пыль с листьев, удалять сухие стебли, цветы, листья, пересаживать, сажать новые. Развивается наблюдательность, кругозор. Работа с комнатными растениями заставляет ребёнка глубже узнать тот мир, который ему знаком только по книгам и рисункам, способствует эстетическому воспитанию учащихся, создаёт условия для успешного применения приобретённых знаний на практике, в жизни.  Создать красивый и уютный интерьер из комнатных цветов у себя в кабинете подсилу каждому учителю. Систематическая работа с цветами, забота о них способна доставить детям немало по – настоящему прекрасных, светлых переживаний. Здесь есть и радость восприятия красоты жизни, и радость своей сопричастности к её существованию. Значение таких минут в воспитании ребёнка трудно переоценить.

 

Лабораторные работы.

             Лабораторные работы способствуют закреплению изученного материала по темам, укрепляется самоконтроль, вырабатывается привычка требовательного отношения к своим знаниям и желание получить новые знания. Лабораторные работы провожу в конце изученной темы, как итоговые занятия. Это могут быть вопросы и ответы на них, схемы, таблицы, рисунки, зарисовки и т.д.

         Биология - интегрированный курс, по содержанию он тесно связан с дисциплинами естественноматематического цикла, что обеспечивает усвоение детьми доступных знаний об окружающей среде. Проявление интереса к изучению природы связано у детей не только с эмоциональной привлекательностью, но и с познавательными мотивами. Учитывая эту особенность учащихся для поддержания интереса наполняю познавательные потребности новым содержанием через практические работы. Это позволяет учащимся раскрыть взаимосвязи, существующие в природе, а также понять, что природное многообразие – условие без которого невозможно существование человека.

  

Работа с микроскопом.

Рассмотрение клеток кожицы лука.

Цель: изучить строение растительной клетки.

Ход работы:

1. Поставить микроскоп ручкой штатива к себе.

2. Вращая зеркальце под предметным столиком и глядя в окуляр, добиться полного освещения поля зрения.

3. Приготовить препарат кожицы лука. Для этого с нижней поверхности чешуи лука определить и снять прозрачную кожицу.

4. Положить готовый препарат на столик микроскопа (над отверстием столика).

5.  Глядя на предмет сбоку, добиться с помощью большого винта такого положения объектива, чтобы он оказался на расстоянии 1- 2 мм от объектива исследования.

6.   Глядя в окуляр, медленно вращать большой винт до тех пор, пока не появится чёткое изображение изучаемого объекта.

7.   Рассмотреть кожицу лука под микроскопом при малом увеличении.

8. Рассмотреть кожицу лука под микроскопом при большом увеличении.

9.   Найти в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро.

Задание. Зарисовать в тетради строение клетки и надписать её части.

Оборудование. Микроскоп. Часть луковицы. Тетради. Карандаши.

       Из клеток состоят все растения.

Клетка – основная структурная единица любого организма, обладающая всеми признаками живого.

 

молекула
клетка
ткань
орган
организм
популяция
биоценоз
биосфера

 

<Главная портфолио>