На рисунке расставьте нужные
цифры возле стрелок:
1 –
цветоножка, 2 – венчик, 3 – тычинка, 4 – тычиночная нить,
5 – пыльник,
6 – пестик, 7 –рыльце, 8 – столбик, 9 – завязь. |
По теме «Строения
цветка» возможен такой вариант программного диктанта.
1. Цветки многих
растений развиваются на тонких стеблях, называемых… (венчик, завязь,
цветоножка)
2. Что образует
листики цветка? (тычинку, завязь, венчик, плод)
3. Тычинка
состоит из… (листиков, тычиночной нити, пыльника, венчика)
Работа с
программированными заданиями во многом облегчает усвоение биологическими
понятиями и терминами, позволяет определить степень усвоения материала
учениками, формирует грамотность в написании терминов (если ответы
пишутся словами, а не цифрами).
Графические рисунки.
Рисунок использую на том этапе,
когда формирую представлении учащихся образ изучаемого объекта. Наиболее
эффективными в плане усвоения материала являются рисунки, которые
создаются постепенно, добавляется одна деталь, затем другая. Например,
при изучении внешнего строения рыбы постепенно показываю следующий ряд
графических работ.
I. IV.
II. V.
III.
VI.
Затем рисунки делают сами
ученики в тетрадях. Графические работы значительно облегчают усвоению
учениками материала, развивается умение, глядя на рисунок, давать к нему
поясняющий текст, ученики приобретают навыки оформления таблиц, схем,
формируется умение воспринимать объект во всём его многообразии.
Карточки.
Перфокарты.
Самостоятельная работа по
карточкам и перфокартам способствует развитию логического мышления.
Различного рода карточки и перфокарты с рисунками и схемами изготавливаю
сама на каждого ученика с учётом индивидуальных особенностей детей.
Проблемные ситуации.
В последнее время ввожу в учебный
процесс проблемные ситуации: проблемные вопросы, проблемные
задачи.(Начальная школа №4,1998г.)
Проблемные ситуации создают
благоприятные условия для развития индивидуальных способностей и
творческого мышления, самостоятельного решения проблемы учениками.
Дидактические игры.
Для лучшего усвоения тем
провожу дидактические игры и игровые задания направленные на развитие
памяти, творческого воображения, развития речи, интереса к предмету и
активизации познавательной деятельности. Но игрой стараюсь не
злоупотреблять, так как это может привести к пробелам в знаниях,
несмотря на высокую активность детей. Применяю 2 вида игр.
I.
Игры продолжительны по времени, рассчитаны на урок и требующие
большой подготовки. Это игры – путешествия, викторины, КВН, БРЕЙН – РИНГ.
II.
Игры кратковременные. Это кроссворды, загадки, ребусы, шарады,
лото, отгадывание народных примет. Основное назначение этих игр:
развивать смекалку, сообразительность, заставить детей призадуматься.
Проводятся эти игры в основном на этапах закрепления, но и тогда, когда
необходимо переключить детей с одного вида деятельности. Большую роль
игры играть во время проведения НЕДЕЛИ БИОЛОГИИ.
Работы по пересадке, перевалке, уходу
и выращиванию комнатных растений.
Эти практические работы
прививают детям навыки по выращиванию и уходу за растениями: правильно
поливать, рыхлить землю, удобрять, стирать пыль с листьев, удалять сухие
стебли, цветы, листья, пересаживать, сажать новые. Развивается
наблюдательность, кругозор. Работа с комнатными растениями заставляет
ребёнка глубже узнать тот мир, который ему знаком только по книгам и
рисункам, способствует эстетическому воспитанию учащихся, создаёт
условия для успешного применения приобретённых знаний на практике, в
жизни. Создать красивый и уютный интерьер из комнатных цветов у себя в
кабинете подсилу каждому учителю. Систематическая работа с цветами,
забота о них способна доставить детям немало по – настоящему прекрасных,
светлых переживаний. Здесь есть и радость восприятия красоты жизни, и
радость своей сопричастности к её существованию. Значение таких минут в
воспитании ребёнка трудно переоценить.
Лабораторные работы.
Лабораторные работы
способствуют закреплению изученного материала по темам, укрепляется
самоконтроль, вырабатывается привычка требовательного отношения к своим
знаниям и желание получить новые знания. Лабораторные работы провожу в
конце изученной темы, как итоговые занятия. Это могут быть вопросы и
ответы на них, схемы, таблицы, рисунки, зарисовки и т.д.
Биология - интегрированный курс,
по содержанию он тесно связан с дисциплинами естественноматематического
цикла, что обеспечивает усвоение детьми доступных знаний об окружающей
среде. Проявление интереса к изучению природы связано у детей не только
с эмоциональной привлекательностью, но и с познавательными мотивами.
Учитывая эту особенность учащихся для поддержания интереса наполняю
познавательные потребности новым содержанием через практические работы.
Это позволяет учащимся раскрыть взаимосвязи, существующие в природе, а
также понять, что природное многообразие – условие без которого
невозможно существование человека.
Работа с микроскопом.
Рассмотрение клеток кожицы лука.
Цель:
изучить строение растительной
клетки.
Ход работы:
1. Поставить микроскоп ручкой штатива к
себе.
2. Вращая зеркальце под предметным
столиком и глядя в окуляр, добиться полного освещения поля зрения.
3. Приготовить препарат кожицы лука. Для
этого с нижней поверхности чешуи лука определить и снять прозрачную
кожицу.
4. Положить готовый препарат на столик
микроскопа (над отверстием столика).
5. Глядя на предмет сбоку, добиться с
помощью большого винта такого положения объектива, чтобы он оказался на
расстоянии 1- 2 мм от объектива исследования.
6. Глядя в окуляр, медленно вращать
большой винт до тех пор, пока не появится чёткое изображение изучаемого
объекта.
7. Рассмотреть кожицу лука под
микроскопом при малом увеличении.
8. Рассмотреть кожицу лука под
микроскопом при большом увеличении.
9. Найти в клетках клеточную оболочку,
цитоплазму, ядро.
Задание.
Зарисовать в тетради строение
клетки и надписать её части.
Оборудование.
Микроскоп. Часть луковицы. Тетради.
Карандаши.
Из клеток состоят все растения.
Клетка – основная структурная единица любого организма, обладающая всеми
признаками живого. |