Цели урока.
1.
Образовательные: использовать программированные задания, вызывать познавательный интерес у
учащихся к выполнению этих заданий. Познакомить с насекомыми леса.
2.
Коррекционные:
учить составлять рассказ по сюжетным картинкам и по вопросам педагога.
Активизировать процессы восприятия. Развивать умение выполнять
мыслительные операции и действия.
3.
Воспитательные:
формировать потребности и мотивы и учебной деятельности.
Оборудование:
Коллекция насекомых. Учебники. Тетради. Картинки с изображением
насекомых леса, птиц леса. Занимательный материал.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
1.
Приём
класса. Взаимное приветствие.
2.
Выявление
отсутствующих. Доклад дежурного.
3.
Готовность
к уроку: наличие учебных принадлежностей.
4.
Организация внимания.
II.
Проверка
знаний учащихся.
1.
Повторение пройденного материала по темам «Звери леса», «Птицы леса»
с целью коррекции познавательной деятельности.
а) Программированный диктант.
Звери леса.
Записать в тетрадь. Тест №1.
- Волк, лягушка, кошка.
-Рыба, медведь, дельфин.
- Бабочка, дятел, рысь.
Задание для самостоятельной работы.
Подчеркнуть зверей леса. Дать устное объяснение.
б) Программированный диктант.
Птицы леса.
Записать в тетрадь. Тест №2.
- Синица, дятел, глухарь.
- Петух, синица, воробей.
- Дятел, голубь, ворона.
Задание для самостоятельной работы.
Подчеркнуть птиц леса. Дать устное
объяснение.
в) Загадки о зверях и птицах леса.
(Использовать занимательный материал)
2. Проверка домашнего задания. Птицы
леса.
а) Загадки.
Не дровосек, не плотник
А первый в лесу работник. (дятел)
Не ворона, не синица.
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу… ку – ку.
(кукушка)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
б) Демонстрация картинок с изображением
дятла, кукушка, синицы.
Составить рассказ о внешнем строении и
образе жизни дятла, кукушки, синицы
(2- 3 ученика)
в) Беседа по вопросам. Индивидуально.
- Какие птицы живут в лесу?
- почему дятла называют «доктором леса»?
- Чем кукушка отличается от других птиц?
- Назовите отличительные особенности
клеста?
- В какое время года появляются в лесу
снегири?
- Назовите крупных птиц леса. Почему эти
птицы приспособились жить в лесу?
- Какую пользу приносят птицы лесу?
- Какие мероприятия надо проводить по
охране птиц?
г) Работа с учебником. Рисунок № 114,
стр. 104.
Проблемный вопрос. Фронтальная работа.
Выбрать единственно правильный ответ: «да» или «нет».
- Используя рисунок № 114, скажите,
зяблик, синица, серая мухоловка живут дружно? (Да)
- Почему? (Питаются насекомыми,
обитающими на одном дереве)
Физкультурная минутка.
III.
Сообщение новых знаний.
1.
Демонстрация картинок
божьей коровки и жужжелицы.
- Как называются эти животные?
(насекомые)
2. Записать в тетради тему урока.
Насекомые леса: жуки, муравьи, бабочки, мухи, пчёлы и др.
3. Рассказ педагога.
а) Жуки леса.
Божья коровка и жужжелица – насекомые,
которые обитают как в лесу, так и в саду, огороде, поле. Это очень
полезные насекомые, т.к. уничтожают других насекомых – вредителей леса,
поэтому их надо охранять. Под охраной находятся и такие жуки, как жук
– олень и жук – носорог (демонстрация картинок с их
изображением). Эти жуки занесены в красную книгу.
Жуки – самая разнообразная группа. Одни
освоили все этажи леса. Например, рисунок учебника № 120.
- Осиновый листоед
- Берёзовый трубковёрт
- Короед типограф
- Лесная жужжелица
|
 |
Задание:
Рассмотреть этих жуков на
рисунке.
Определить образ жизни жуков
по этажам:
верхний, средний, нижний.
|
б) Санитары леса – муравьи. Очень
полезные насекомые так как:
-уничтожают вредителей леса;
- рыхлят почву.
в) Кроме этих насекомых в лесу обитают
бабочки, комары, пчёлы, мухи и т. д.
(демонстрация таблицы с изображением этих
насекомых)
г) Охрана насекомых и значение в природе.
IV.
Закрепление новых знаний.
1.
Программированный
диктант. Запись в тетради.
Фронтально.
а) Продолжить цепочку: насекомые леса –
это муравьи, бабочки,… .
б) Проверка работ в устной форме.
2. Беседа по вопросам.
Фронтально.
а) Какие насекомые встречаются в лесу?
б) Чем полезны муравьи?
в) Надо ли охранять божью коровку?
г) Какие насекомые леса занесены в
Красную книгу?
д) Как приспособились жуки к жизни в
лесу?
е) Какие животные леса питаются
насекомыми?
ж) Какую пользу приносят пчёлы?
3. Индивидуальная работа с коллекцией
насекомых.
а) Предложить коллекцию насекомых.
б) Выбрать из коллекции известных
насекомых леса.
в) Устно описать их внешний вид,
отличительные особенности.
4. Решить проблемную задачу
с целью расширения знаний о насекомых. Самостоятельная и индивидуальная
работа.
а) Распределить насекомых по группам.
Муравей, бабочка,
таракан, личинка, стрекозы.
а) Бегающие насекомые – это…
б) Летающие насекомые – это…
в) Плавающие насекомые – это…
5. Практическая работа.
Зарисовать в тетради 1 – 2 лесных
насекомых, которые больше всего вас заинтересовали. (картинки с
изображением насекомых леса на доске)
IV.
Домашнее задание.
Стр. 108 – 110.
I
вариант – чтение текста,
пересказ, самостоятельная работа в библиотеке по изучению насекомых
леса.
II
вариант – чтение текста,
ответы на вопросы учебника.
V.
Итог урока.
Выставление оценок.
|