|
|
Дефференцированный
подход при использовании методов самостоятельной работы на уроках
биологии |
Каждый ребёнок имеет определённые,
присущие именно ему особенности восприятия, мышления, памяти, интересов,
свой уровень устойчивости психических процессов. Поэтому, на уроках
биологии и природоведения осуществляю индивидуальный к каждому ученику:
Слабому – с преобладанием процесса
торможения над процессов возбуждения;
Среднему – с преобладанием процесса
возбуждения над процессом торможения;
Сильному – с уравновешенными процессами
возбуждения и торможения.
Учитывая эти свойства
уравновешенности возбуждения и торможения готовлю дифференцированные
задания, которые построены на одном содержании и ведут к одному итогу,
но разными путями.
Например. После объяснения темы
«Внешнее строение рыбы» в 8 «б» классе на этапе закрепления новых знаний
даю общее для всех задание с целью выявить, кто же из учащихся по этой
теме нуждается в индивидуальной работе.
ЗАДАНИЕ.
Зарисовать в тетради внешнее строение
рыбы
и подписать части тела и органы рыбы.
При этом
демонстрирую муляж или рисунок рыбы. И выясняю следующее.
Такие учащиеся, как
Кочкарёв Е., Бескоровайный А., Черник С. Не нуждаются в индивидуальной
работе с ними.
Работа Бескоровайного Андрея.
|
 |
Ученик справился с заданием, всё усвоил.
А вот работа Хохулиной Екатерины:
|
Из работы видно, что Катя не усвоила
новый материал, но хорошо то, что внешне что – то похожее на рыбу она
изобразила, значит может рыбу отличить от ранее изученной бабочки по
внешним признакам. Из её подписи видно, что из моего рассказа она
уловила отдельные слова, но подписать их на рисунке рыбы не смогла.
Работаю с Катей индивидуально при
помощи дифференцированных заданий. Вопросы готовлю только для неё,
простые и ей понятные. При этом работаю с муляжом рыбы или рисунком.
|
И для самостоятельной
работы даю карточки в форме перфокарт и обязательно с указаниями,
ведущими к органам и частям тела рыбы. Какие надо только правильно их
подписать.
|
Вывод. При таком индивидуально – дифференцированном подходе на уроке и
закреплении на самоподготовке Катя может на следующем уроке по этой теме
получить хорошую оценку. В 8 «а» классе – это Керносенко Иван.
А
вот работа Курило Владимира
|
С заданием справился частично. Сделал
только рисунок. Вова не относится к слабым ученикам по биологии,
понимает, что от него требуют, оперирует учебным материалом, но имеет
такую индивидуальную особенность, как лень. Поэтому, постоянно держу его
на контроле, напоминаю, что требования учителя надо выполнять. Или
говорю, что не пойдёт на перемену пока не выполнит задание, или в
некоторых случаях учитываю его мнение: «Можно не буду подписывать, я всё
могу ответить». Можно, но указываю, что вопросы буду задавать не такие,
которые задавала Кате, а более сложные (т.е дифференцированно, путём
усложнения) и муляж рыбы демонстрировать не буду (т.е развиваю
представление), а своим рисунком может пользоваться.
|
 |
В результате Вова
ответил на все вопросы правильно.
Таким приёмом, как учитывать
мнение ребёнка не злоупотребляю.
Особое внимание уделяю развитие
речи. Учу составлять рассказ по плану, причём как устно, так и
письменно.
Например, при изучении темы
«Картофель» в 7«а» классе готовлю дифференцированные задания для каждой
группы учащихся в форме карточек.
Для таких
учеников, как Пустовой Денис, Балакирев Евгений, Горовая Оксана, которые
обладают аналитико- синтетической деятельностью, работающие в хорошем
темпе предлагаю составить рассказ о картофеле по плану. Рисунок внешнего
строения картофель не предоставляется.
|
Для таких учеников, как Васинёв Валерий,
Черноволенко Андрей, Харичкин Юра, ребята с поверхностным, неполным
восприятием, для которых требуется многократное повторение, уточнение,
карточки с этим же планом, но с расшифровкой.
Учащимся надо только выбрать
то, что относится к картофелю. Рисунок внешнего строения картофеля не
предоставляется.
|
Для таких учащихся, как Ляшенко Екатерина, Нестерова Елена, учащиеся
медленно работающие, но способны тем не менее усвоить материал, коротко
или частично ответить карточки с расшифровкой и предоставляется рисунок
внешнего строения картофеля, т.к общее представление о строении
картофеля у них отсутствует. |
 |
Вывод. На примере учащихся 7 «а» класса видно, что индивидуально –
дифференцированный подход к каждой группе учащихся осуществляется от
сложного к простому.
Особое внимание на уроках
биологии уделяю и практическим работам. Использую такой приём, когда
учащиеся закрепляют новый материал по ходу моего объяснения
практическими действиями: зарисовкам, вычерчиваниям и заполнениям схем,
таблиц.
Например, по теме «Разнообразие
стеблей» в 7х классах на этапе сообщения новых знаний
учащиеся совместно со мной (я на доске, они в тетрадях) делаем зарисовки
разных стеблей, подписываем их, устно приводим примеры растений,
раскрашиваем отличительные особенности.
При этом требую от сильного
состава учащихся, например Горовой Оксаны,
|
которые работают быстрее, не только
зарисовать и подписать стебель, но и написать 1 – 2 примера растений у
которых такой стебель.
Слабому составу учащихся, которые
работают медленнее, только сделать рисунок, а примеры отвечают устно.
Например Васинева В.
|
 |
Вывод. При такой индивидуальной работе на уроке учащимся намного легче
закрепить материал самостоятельно на самоподготовке.
Выполняя практические работы
одновременно развиваю память учащихся. Например, такую тему, как «Круги
кровообращения» учащиеся 9х классов усваивают с большим
трудом. Поэтому, чтобы помочь учащимся лучше усвоить материал на этапе
закрепления новых знаний в 9 «а» классе провожу следующую индивидуально
– дифференцированную работу. Для начала даю общее для всех задание:
срисовать схему кругов кровообращения с учебника в тетрадь. И сразу
ответ всех учащихся: «задание трудное, мы не справимся». Убеждаю, что
да, действительно, в силу своих индивидуальных особенностей, не
выполняют эту работу Науменко Александра и Фомичёва Валентина. Им
переписать выводы о кругах кровообращения, которые находятся в конце
этой темы в тетрадь. Остальные должны приступить к выполнению задания.
Причём, указываю, что после выполнения работы учащиеся наряду с
традиционной цыфровой оценкой получат словесную поощрительную оценку.
Учащиеся приступают к выполнению задания. В ходе контроля за выполнением
задания, видно, что учащиеся хорошо выполняют это задание. Например,
работа Серого С. |
 |
Усложняю работу. Для сильного состава
учащихся без помощи учебника по памяти показать стрелками движение крови
по кругам кровообращения и под схемой кровообращения выписать органы
образующие малый круг кровообращения, затем органы, образующие большой
круг кровообращения. Причём требую, чтобы органы учащиеся выписывали по
порядку: от сердца вверх и от сердца вниз (т.е. формирую правильное
представление о строении организма человека). А слабому составу
учащихся выписывать органы с помощью учебника. И как обещала, при
проверке выставляю не только цифровую оценку, но и словесно –
поощрительную: молодец, лучше всех, старательный, аккуратный. Или: хуже
всех, не старался, грязь, переделать. Такую словесно – поощрительную
оценку применяю ко всем учащимся. Пишу в тетрадях, в дневниках, или чаще
всего объявляю в устной форме.
Вывод. Такая словесно –
поощрительная оценка активизирует деятельность учащихся, вызывает
интерес и желание работать, воспитывает аккуратность при выполнении
заданий, организует учащихся на соревнование, позволяет слабым учащимся
брать пример с сильных.
Использую индивидуальный подход и
при формировании домашнего задания, т.к. именно домашняя работа
является самостоятельной индивидуальной формой учебной деятельности.
Причём основное требование к домашнему заданию состоит в посильности
задания. Поэтому задания для каждой группы учеников формирую по своему и
отражаю это в рабочем планировании.
Например.
Стр. 135 – 137
Iв.
– чтение, пересказ.
IIв. – чтение, ответы на вопросы.
Стр. 135 – 137 – это задание для всего
класса. Варианты задания для каждой группы учеников включают разную
степень помощи в его выполнении. (
I
вариант – сильный состав учащихся,
II
вариант – средний и слабый состав учащихся).
Каждый ученик в каждом
классе знает мои требования по проверке домашнего задания.
И если, например, сильный
ученик Бескоровайный Андрей, которому было дано задано пересказ текста
(и он об этом знает) при проверке домашнего задания говорит: «Давайте
беседу по вопросам». Значит вывод один. Ребёнок не закрепил
самостоятельно на самоподготовке. Но всё – таки требую пересказать всё,
что знает по домашнему заданию. И в результате его составления
пересказа выявляются неточности, пробелы в знании, ошибки. Стараюсь не
ставить «тройку» за такой рассказ, а работаю с ним индивидуально при
помощи заданий на сравнение, анализ, обобщение, при помощи вопросов,
помогающих ему вспомнить мой рассказ на уроке с тем, чтобы «вытянуть»
всё – таки ребёнка на хорошую оценку. Не останавливаю сразу, если ученик
ошибается, а даю возможность высказаться, чтобы потом при помощи
дифференцированных заданий от простого к сложному подвести его к тому,
чтобы он сам по возможности правильно мог определить свою ошибку и
примять правильное решение.
Индивидуализация
обучения способствует развитию всех детей, лучшему усвоению программного
материала. Появляется возможность создать здоровую психологическую
атмосферу для каждого ученика класса, какими бы психологическими
особенностями они ни обладали.
|
|