Цели урока:
Формировать
представления учащихся об еще одной отрасли сельского хозяйства -
животноводстве. Познакомить детей с отраслями животноводства.
Развивать
познавательный интерес, умение логически мыслить, использовать в работе
ранее полученные знания.
Оборудование:
Рисунки,
фотографии «На молочной ферме», «На пастбище», «Конезавод»,
«Кролиководство», «На птицеферме», «В рыболовном хозяйстве», «На
пасеке», раздаточный материал для опроса и изучения новой темы.
Видеофильм «Животноводство края».
Ход урока.
I.
Организационный момент. Сообщение
темы и целей урока
- Сегодня у
нас сельскохозяйственный урок. Мы познакомимся еще с одной отраслью
сельского хозяйства - животноводством. Узнаем, на какие отрасли делится
животноводство, и какие из них развиты в нашем крае.
II.
Проверка домашнего задания
- Расскажите
о животных, которые могут нанести ущерб
растениеводству.
Заслушивается рассказ ученика, дополнения
остальных учащихся. Далее проводится конкурс книжек-малышек «Незаметные
защитники урожая». (Авторы комментируют страницы своих книжек.)
-
Чья книга показалась вам более интересной? Ответ обоснуйте.
-
Почему в поле, на огороде, в саду часто нарушается экологическое
равновесие? Докажите на примерах.
-
Как человек может обеспечить экологическое равновесие?
-
Приведите примеры.
(Ответы детей.)
Тест «Растениеводство нашего края»
1.
Основными отраслями
растениеводства являются...
а)
полеводство, коневодство, пчеловодство, плодоводство;
б)
полеводство,
овощеводство, плодоводство;
в)
полеводство, овощеводство, птицеводство, рыболовство.
2.
Село дает городу...
а)
продукты
питания;
б) продукцию
для заводов и фабрик;
в) продукцию
для ткацких фабрик.
3.
Главными
зерновыми культурами являются...
а) картофель,
томаты, лен;
б) овес,
ячмень, рожь, пшеница;
в) лук, репа,
подсолнечник.
4.
К овощным культурам относятся...
а)
морковь,
петрушка, томат;
б) капуста,
абрикос, персик;
в) вишня,
баклажан, патиссон.
5.
К сельскохозяйственным профессиям
относятся...
а) ткач,
металлург, геолог;
б)
агроном,
комбайнер, овощевод;
в) цветовод,
археолог, инженер.
6.
Масло получают из семян...
а) гречихи и
ячменя;
б) проса и
овса;
в)
подсолнечника и льна.
7.
Жука с десятью черными полосками
называют...
а)
майским; б) скоробеем;
в)
колорадским;
в) жужелицей.
8. Врагами тлей
являются...
а) канюки; б)
златоглазки;
в)
синицы; г)
божьи коровки.
9.
Гусениц
яблоневой плодожорки уничтожают...
а) златоглазки; б) пустельги;
в)
жужелицы; г)
скворцы.
10.
От мышей и полевок урожай
защищают...
а)
совы;
б)
дрозды;
в)
канюки;
г)
пустельг
Индивидуальная работа по карточкам.
1.
Заполните таблицу.
2.
Составьте цепи питания.
Листья растений Полевые мыши
Златоглазка
Пустельга
Листья картофеля Яблонная плодожорка Жужелица
Сова
Зерновые культуры Тли
Божья коровка
Скворец
Яблоки Колорадский жук
Канюк
Синица
Ответ:
листья растений – тли – златоглазки
листья растений – тли – божья коровка
листья картофеля – колорадский жук - жужелица
зерновые
культуры - полевые мыши — пустельга
зерновые
культуры — полевые мыши — сова
зерновые
культуры - полевые мыши — канюк
яблоки -
яблонная плодожорка - скворец
яблоки —
яблонная плодожорка — синица
3.
Исправьте ошибки в тексте:
Растительноядным животным скворцу, колорадскому жуку, божьей коровке
достается часть урожая. Бобры и ондатры поедают зерновые культуры, чем
наносят ущерб сельскому хозяйству. На них охотятся чайки, совы, канюки.
Тли поедают огромное количество златоглазок, а колорадский жук выедает
середину яблока. Скворцы и синицы питаются гусеницами колорадского
жука.
4. В каждой
строке выбрать лишнее слово.
а) сад,
поле,
луг,
огород,
цветник;
б) златоглазка,
жужелица,
полевка,
пустельга;
в) малина,
смородина,
ежевика,
облепиха;
г) картофель,
мука,
крахмал;
д) колорадский
жук,
божья коровка,
яблонная
плодожорка, тли.
III.
Работа над новой темой
-
Когда-то в прошлом все животные на Земле были дикими, но с
появлением скотоводства домашних животных становилось все больше и
больше. Люди не просто одомашнили животных, а вывели множество новых
пород. В настоящее время еще одной отраслью сельского хозяйства
является животноводство.
-
Что обозначает слово «животноводство»? Найдите толкование в
словаре С. И. Ожегова.
(Животноводство - отрасль сельского
хозяйства, разведение сельскохозяйственных животных, ценных пушных
зверей, рыб, пчел и др.)
-
Животноводство - это большая отрасль, и она делится на несколько
частей. Об этом мы продолжим наш разговор.
- В каждом крае
животноводство имеет свои особенности. Как вы думаете почему? (Если дети
затрудняются ответить, напомнить о том, что на территории России есть
разные природные зоны и тепловые пояса.)
(Наша страна
расположена в холодном и умеренном тепловом поясе, значит, есть разные
погодные условия, разная земная поверхность, разные формы рельефа. В
разных природных зонах - разная растительность и разные животные.)
- Познакомимся с различными отраслями
животноводства. Работу будем вести четырьмя группами, каждая группа
получит для работы все необходимое.
Пакет заданий для первой группы
1. Карточки с
названиями отраслей: разведение крупного рогатого скота, разведение
мелкого рогатого скота.
2. Рисунки и
фотографии «На молочной ферме», «Выпас отар на пастбище».
Источники:
учебник, география края, карточка - помогайка.
Пакет заданий для второй группы
1. Карточки с
названиями отраслей: свиноводство, коневодство.
2. Рисунки и
фотографии «На свинокомплексе», «Конезавод».
Источники:
учебник, география края, карточка - помогайка.
Пакет заданий для третьей группы
1. Карточки с
названиями отраслей: кролиководство, птицеводство.
2. Рисунки и
фотографии «Кролиководство», «Работа птицефабрики», «На птицеферме».
Источники:
учебник, география края, карточка - иомогайка.
Пакет заданий для четвертой
группы
1. Карточки с
названиями отраслей: рыболовство, пчеловодство.
2.
Рисунки и фотографии «В рыболовном хозяйстве», «На пасеке». Источники:
учебник, география края, карточка - помогайка.
Карточка - помогайка (для всех
групп):
1. Название
отрасли.
2. Чем
занимается отрасль, ее особенности.
3. Получила ли
развитие в нашем крае.
Сначала
обсуждение проводится в группах. Представители от каждой группы делают
сообщение. Проводится обсуждение в классе.
В
процессе обсуждения заполняется
таблица-схема «Отрасли животноводства».
Выступление каждой группы кратко
обобщает учитель. Таблица
записывается в тетради:
Отрасли
Разведение крупного рогатого скота
животноводства Разведение
мелкого рогатого скота
Кролиководство
Рыбоводство
Птицеводство
Свиноводство
Коневодство
Пчеловодство
За работу
отраслей животноводства отвечают зоотехники, врачи-ветеринары, доярки,
скотники, свинарки, конюхи, птичницы, пчеловоды, рыболовы, пастухи и
много других людей с разными специальностями.
IV.
Физкультминутка
Потрудились -
отдохнем,
Встанем,
глубоко вздохнем.
Руки в
стороны, вперед,
Влево, вправо
поворот.
Три наклона,
прямо встать.
Руки вниз и
вверх поднять.
Руки плавно
опустили,
Всем улыбки
подарили.
V.
Закрепление
изученного.
- Что нового
вам удалось узнать на нашем уроке?
(Ответы детей.)
- Что такое
животноводство?
(Ответы детей.)
-
Разгадайте кроссворд «Животноводство».
Вопросы к кроссворду:
1. Отрасль животноводства, занимающаяся
разведением кур, гусей, уток, индеек.
2. Человек, ухаживающий за пчелами.
3. Родственник зайца.
4. Он в мундире ярком,
Шпоры - для красы.
Днем он забияка,
По утру - часы.
5. Доктор животных.
6. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, но не корова,
С пухом, а не птица.
Лыко дерет,
А лаптей не плетет.
7. Пятак есть,
А ничего не купит.
8. Посреди
двора,
Стоит копна.
Спереди - вилы,
Сзади - метла.
9. Она необходима лесникам, пастухам,
пограничникам и даже
милиционерам.
10. Человек, который сопровождает
животных на пастбище.
11. Человек, занимающийся разведением
скота.
12. По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.
13. Как называется шерсть овцы?
(Ответы:
1.
Птицеводство. 2. Пчеловод. 3. Кролик. 4. Петух. 5. Ветеринар. 6. Коза.
7. Свинья. 8. Корова. 9. Лошадь. 10. Пастух. 11. Зоотехник. 12. Овца.
13. Руно.
Ключевое слово:
ЖИВОТНОВОДСТВО.
Игра «Узнай по
описанию»
Каждая группа получает карточку с одним
из слов:
пасека, птицефабрика, пастбище, конный
завод.
Задача:
дать описание объекта, не называя его. Остальные
должны
угадать слово.
Просмотр видеофильма «Животноводство
края».
VI. Подведение итогов урока
Выставление
оценок.
Домашнее задание:
I
группе пересказ конспекта;
II
группе ответы на вопросы.
|