Цели урока:
Закрепить знания учащихся о природной
зоне тундра, её географическом положении, климатических условиях,
растительном и животном мире и деятельности человека.
Развивать познавательный интерес
учащихся, умение сравнивать, работать с помощью карты и атласа.
Оборудование:
Карта природных зон; картины и слайды с
изображением изучаемых объектов; видеофильма «Тундра»; раздаточный
материал; гербарный материал.
Ход
урока
I.
Организационный
момент.
- Я рада этой новой
встрече,
Мне с вами интересно,
друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю
я.
Мы сегодня снова будем
наблюдать,
Выводы делать и
рассуждать.
А чтобы урок пошел
каждому впрок,
Активно в работу
включайся, дружок!
Сообщаются тема и цели урока.
-В
путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом
рассказать.
Новая природная зона
приглашает нас –
И опять в экспедицию
отправляется класс.
А чтобы тему урока
узнать,
Кроссворд нам надо
разгадать:
Вопросы к кроссворду:
1. Короткое название ледяной зоны. 2.
Птица с необычным красным клювом. 3. Название острова, на котором
расположен заповедник. 4. Арктика - царство снега и
.... 5. Растения, живущие в
толще воды. 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.
(Ответы:
I. Арктика. 2.
Тупик. 3. Врангеля. 4. Льда. 5. Водоросли. 6, Сайка.
Ключевое слово;
ТУНДРА.)
- Молодцы! Мы узнали
название природной зоны, по которой сегодня
будем путешествовать.
II.
Проверка
знаний.
Работа с картой:
- Покажите на карте расположение зоны
арктических пустынь, называя
географические объекты.
- Как вы представляете себе Арктику?
(Рассказ с опорой на выполненный
дома рисунок).
Проводится конкурс рисунков
- Каких представителей
растительного и животного мира не оказалось в нашем кроссворде?
(Белый
медведь, морж, тюлень, кайра, чайка, рачки, гагарка, мхи, лишайники,
полярный мак, гренландский кит.)
- О каких животных вам бы хотелось
рассказать друзьям? Заслушиваются сообщения, приготовленные учащимися
дома.
Тест «Арктика»
1.
Природная зона
арктических пустынь расположена ...
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Индийского
океана;
в)
на островах
Северного Ледовитого океана.
2. Территория зоны...
а) густо заселена людьми;
б)
не имеет
коренного населения.
3.
В Арктике для
растений и животных сложились ...
а)
суровые
условия;
б) комфортные условия.
4. В
ледяной зоне растут...
а) кедры, березы, черемуха;
б)
лишайники, мхи,
полярные маки;
в) бузина, орешник, айва.
5. В Арктике обитают животные:...
а)
бобры, нутрии,
хомяки;
б)
волки, белые
медведи, рыси;
в)
моржи, тюлени,
белые медведи.
6. Найдите верную цепь питания:
а) водоросли - рачки - рыбы -
гагарки - белый медведь;
б)
водоросли —
рачки — саки - тюлени.
7.
Арктический заповедник расположен ...
а) на земле Франца Иосифа;
б) на Северной земле;
в)
на острове
Врангеля.
8. Большое скопление птиц на скалах
называют ...
а) «птичьи рынки»;
б)
«птичьи
базары».
9. Для защиты природы арктической зоны
приняты следующие,
меры:
а) для птиц и животных завозится
корм и рыба, запрещено
движение судов по Северном/
морскому пути;
б) полярники делают во льду проруби
для ныряния моржей,
тюленей, белых медведей,
расчищают поверхность островов от
снега, освобождая мхи и лишайники;
в)
ограничен отлов
рыбы, запрещена охота на редких животных,
взяты под охрану «птичьи базары».
Индивидуальная работа по карточкам
1.
Составь две цепи питания, которые сложились в Арктике.
2.
Исправь географические ошибки в тексте:
Арктика - это огромное пространство,
расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и
полуостровами (правильно -
островами).
Солнце
направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно -
косые,
наклонные)
лучи. Зимой в Арктике бывает полярный
день (правильно -
полярная ночь),
а летом -
полярная ночь (правильно -
полярный день).
Температура
воздуха зимой опускается до минус шестидесяти, а летом не поднимается
выше нуля (правильно -
поднимается на несколько градусов выше
нуля).
Итог по проверке
знаний.
III. Работа над новой темой
- Мы знаем, что цель нашей экспедиции -
тундра. Найдите эту природную зону на ваших картах. Что вы можете о ней
рассказать, глядя на карту?
(Тундра протянулась с запада па восток
почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее
арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)
- Тундра в переводе с финского языка
означает «бесплодная» или «враждебная». В каком тепловом поясе находится
эта природная зона?
(Тундра находится за линией северного
полярного круга.)
Исходя из всего сказанного и опираясь на
свои ранее полученные знания,
подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону.
(Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным
кругом.
в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные
лучи, а
это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега.
Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на
Восточно-Европейской равнине, а часть - на Западно-Сибирской. С моря
дуют ветры, значит, большие растения расти не будут.)
Звучит песня «Увезу тебя я в тундру».
- Молодцы! У нас получилось
неплохое коллективное описание. А как
же выглядит тундра на самом
деле? С помощью современной техники
отправимся исследовать тундру.
Просмотр видеосюжетов из фильма «Тундра»
сопровождается
рассказом учителя:
Суров климат тундры: зима продолжается
дольше, чем учебный год в школе,
год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют
а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки
и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не
проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает
только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что
год тундры делится на две части: снежную и мокрую.
- Что такое снежная
часть года - это, я думаю, понятно всем.
А почему же вторая часть года
мокрая? Ваши предположения?
(Снег и лед,
оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного,
дальше вечная мерзлота, и воде
некуда уходить,
ведь она обычно впитывается в землю.
Если лето прохладное, то вода не может
испаряться, вот она и остается.)
- Действительно, по этим
двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто
мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия, составим
небольшую схему:
ТУНДРА
равнина
вечная мерзлота
суровая зима (I до-50°)
прохладное короткое лето
Работа по группам.
- А сейчас включаются в работу
наши ботаники, зоологи и экологи.
Им предстоит выяснить: Что растет? Кто живет? Как живут?
Материалы для ботаников:
Гербарный материал, атлас, учебник ,
картина «В тундре весной», карточки с изображением растений. Карточка-
«помогайка»:
1.
Какие растения растут?
2.
Как растения приспособились к жизни? (Корни, стебли, листья - на
примере лишайника, травянистого растения, дерева.)
Материалы для зоологов:
Карточки с изображением зверей и птиц.
Карточка- «помогайка»:
1.
Какие животные и птицы обитают?
2.
Как они приспособились к жизни? (на примере постоянных
обитателей)
Птицы (не хищные): чем питаются,
оперение, окраска.
Травоядные животные: чем питаются, мех,
окраска.
Хищные птицы: кем питаются, оперение,
окраска.
Хищные животные: кем питаются, мех,
окраска.
Материалы для экологов:
Карточка - «помогайка»:
1.
Основные занятия населения тундры.
2.
Экологические проблемы тундры.
3.
Охрана природы тундры.
Материал самостоятельно изучается и
обсуждается в группах.
Если
возникают вопросы, учитель консультирует.
Далее проводится коллективное обсуждение
изученного материала.
Рассказ ботаников:
В тундре растут: мох ягель, морошка,
голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (показ гербарного
материала, закрепление карточек на стенной карте). Все растения
низкорослые. Мох ягель - пища северных оленей. Растет на поверхности
почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква - стелющийся
кустарничек, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки,
красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет
невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни.
Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет
их полностью и защитит от морозов.
- Какие в тундре растения?
(Растения
низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие
листья.)
Рассказ зоологов:
Постоянно живут в тундре: белая
куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень,
волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров,
мошек (показ карточек и закрепление их на стенной карте). Белая
куропатка - растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от
времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от
холода. Белая сова - хищная птица, оперение всегда белое, хорошо
защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами,
куропатками. Песец - хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и
широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется
еще подшерсток. Дикий северный олень - низкорослое животное, травоядное
- питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет
густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта
раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под
снега.
- Как приспособились к жизни
представители животного мира? (У
птиц густое
оперение и защитная белая окраска, у зверей - густой мех.)
IV. Физкультминутка
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
Дружно встанем, тихо
сядем
И закроем все глаза.
Далее шепотом:
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
V. Продолжение новой темы
Рассказ экологов:
Основное занятие населения тундры -
оленеводство (показ фотографии). Еще ведется добыча полезных ископаемых
- нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы: 1) нарушается
поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения;
2) местность загрязняется нефтью во время ее добычи; 3) незаконная охота
- браконьерство; 4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не
всегда вовремя перегоняют на другие места. Природные богатства тундры
взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие
животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет
(показ фотографии).
- Что нужно сделать, чтобы не допустить
нарушения экологических связей в тундре?
(Запретить
браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую
технику, бережно относиться к природным богатствам.)
- Молодцы! Было
очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми
наблюдательными исследователями.
Самостоятельно
запишите в тетрадь растения и животных, которых вы запомнили.
VI.
Закрепление материала.
- Составьте две
– три цепи питания.
Взаимопроверка.
Просмотр
видеофильма «Тундра».
- Работа нашей
экспедиции в тундре закончилась. Спасибо за работу.
VII.
Подведение итогов.
Домашнее
задание.
I
- группе подготовить пересказ;
II –
группе составить рассказ о тундре.
|