общеобразовательная школа-интернат ст.Старолеушковской.Родькина А.А.
школа-интернат ст. Старолеушковской
 

Главная страница
Администрация
Визитка школы
История школы
Школа сегодня
Школьная газета
Тематические недели
Фотогалерея
Новости школы-интернат
Аттестация педагогов
Профильное обучение

 
  Начальная школа
Средние и старшие классы
Методические объединения
СПОРТландия
 
  Кружки, секции
 
  Отчеты, акты, нормативные документы, Перспективный план развития школы
Состав попечительского совета

 
 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

 

 
 

Закон на защите детства

 
 

Схема проезда
Приемные дни,телефоны

 
 

ВХОД

 
 

 

Электронный портрет общеобразовательной школы-интернат, ст. Старолеушковской Павловского района Краснодарского края
 

 

«Тундра»

Цели урока:

Закрепить знания учащихся о природной зоне тун­дра, её географическом положении, климатических условиях, растительном и животном ми­ре и деятельности человека.

Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с помощью карты и атласа.

Оборудование:

Карта природных зон; картины и слайды с изображением изучае­мых объектов; видеофильма «Тундра»; раздаточный материал; гербарный материал.

                                                Ход урока

I. Организационный момент.

               - Я рада этой новой встрече,

                 Мне с вами интересно, друзья!

                 Интересные ваши ответы

                 С удовольствием слушаю я.

                 Мы сегодня снова будем наблюдать,

                 Выводы делать и рассуждать.

                А чтобы урок пошел каждому впрок,

                Активно в работу включайся, дружок!

Сообщаются тема и цели урока.

           -В путешествиях можно многое узнать

                 И друзьям об этом потом рассказать.

                 Новая природная зона приглашает нас –

                 И опять в экспедицию отправляется класс.

                 А чтобы тему урока узнать,

                 Кроссворд нам надо разгадать: 

Вопросы к кроссворду:

1. Короткое название ледяной зоны. 2. Птица с необычным крас­ным клювом. 3. Название острова, на котором расположен заповед­ник. 4. Арктика - царство снега и .... 5. Растения, живущие в толще воды. 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.

 

(Ответы: I. Арктика. 2. Тупик. 3. Врангеля. 4. Льда. 5. Водорос­ли. 6, Сайка.

Ключевое слово; ТУНДРА.)

 

        -          Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня     

          будем путешествовать.

II. Проверка знаний.

 Работа с картой:

 - Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь, называя  

    географические объекты.

 - Как вы представляете себе Арктику? (Рассказ с опорой на вы­полненный

     дома рисунок).

Проводится конкурс рисунков

        -          Каких представителей растительного и животного мира не оказалось в нашем кроссворде? (Белый медведь, морж, тю­лень, кайра, чайка, рачки, гагарка, мхи, лишайники, полярный мак, гренландский кит.)

       - О каких животных вам бы хотелось рассказать друзьям? Заслушиваются сообщения, приготовленные учащимися дома.

Тест «Арктика»

    1.  Природная зона арктических пустынь расположена ...

      а) на островах Тихого океана;

      б)          на островах Индийского океана;

      в) на островах Северного Ледовитого океана.

    2.  Территория зоны...

      а) густо заселена людьми;

      б)          не имеет коренного населения.

    3.  В Арктике для растений и животных сложились ...

     а) суровые условия;

    б)  комфортные условия.

   4. В ледяной зоне растут...

      а) кедры, березы, черемуха;

      б)          лишайники, мхи, полярные маки;

      в) бузина, орешник, айва.

  5. В Арктике обитают животные:...

    а) бобры, нутрии, хомяки;

    б) волки, белые медведи, рыси;

    в) моржи, тюлени, белые медведи.

 

  6. Найдите верную цепь питания:

     а) водоросли - рачки - рыбы - гагарки - белый медведь;

     б) водоросли — рачки — саки -  тюлени.

  7.     Арктический заповедник расположен ...

      а) на земле Франца Иосифа;

      б)          на Северной земле;

      в) на острове Врангеля.

  8. Большое скопление птиц на скалах называют ...

      а) «птичьи рынки»;

     б) «птичьи базары».

  9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие,
       меры:

     а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено

          движение судов по Северном/ морскому пути;

     б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей,

          тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от
           снега, освобождая мхи и лишайники;

     в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных,
           взяты под охрану «птичьи базары».

Индивидуальная работа по карточкам

1.     Составь две цепи питания, которые сложились в Арктике.

2.     Исправь географические ошибки в тексте:

Арктика - это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуострова­ми (правильно - островами). Солнце направляет на зону аркти­ческих пустынь свои прямые (правильно - косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (правильно - поляр­ная ночь), а летом - полярная ночь (правильно - полярный день). Температура воздуха зимой опускается до минус шестидесяти, а летом не поднимается выше нуля (правильно - поднимается на несколько градусов выше нуля).

    Итог по проверке знаний.

III. Работа над новой темой

- Мы знаем, что цель нашей экспедиции - тундра. Найдите эту природную зону на ваших картах. Что вы можете о ней рас­сказать, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада па вос­ток почти по всему побережью северных морей. Эта зона на­ходится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)

 - Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (Тундра находится за линией северного по­лярного круга.)

 

Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания,
 подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону.
(Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом.
  в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а
это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть - на Западно-Сибирской. С моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут.)    

Звучит песня «Увезу тебя я в тундру».

       - Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание. А как   

          же выглядит тундра на самом деле? С помощью совре­менной техники  

           отправимся исследовать тундру.

Просмотр видеосюжетов из фильма «Тундра» сопровождается
рассказом учителя:     

Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе,
год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют
 а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.        

        -          Что такое снежная часть года - это, я думаю, понятно всем.

         А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения?

  (Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного,  

     дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить,

   ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может   

     испаряться, вот она и остается.)

        -          Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяс­нили, какие здесь природные условия, составим небольшую схему:

                                              ТУНДРА

                                               равнина

                                        вечная мерзлота
                                   суровая зима (I до-50°) 

                                 прохладное короткое лето       

Работа по группам.

       - А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи.
          Им предстоит выяснить: Что растет? Кто живет? Как  живут?

        

Материалы для ботаников:

Гербарный материал, атлас, учебник , картина «В тундре весной», карточки с изо­бражением растений. Карточка- «помогайка»:

1.     Какие растения растут?

2.     Как растения приспособились к жизни? (Корни, стебли, листья - на примере лишайника, травянистого растения, дерева.)

Материалы для зоологов:

Карточки с изображением зверей и птиц.

Карточка- «помогайка»:

1.     Какие животные и птицы обитают?

2.     Как они приспособились к жизни? (на примере постоян­ных обитателей)

Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.

Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.

Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.

Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.

Материалы для экологов:

     Карточка - «помогайка»:

1.     Основные занятия населения тундры.

2.     Экологические проблемы тундры.

3.     Охрана природы тундры.

Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах.

Если возникают вопросы, учитель консультирует.

Далее проводится коллективное обсуждение изученного мате­риала.

Рассказ ботаников:

В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карли­ковая береза, карликовая ива (показ гербарного материала, закреп­ление карточек на стенной карте). Все растения низкорослые. Мох ягель - пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква - стелющийся кустарни­чек, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, не­большие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

- Какие в тундре растения? (Растения низкорослые, стелющие­ся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.)

Рассказ зоологов:

Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, леммин­ги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карто­чек и закрепление их на стенной карте). Белая куропатка - растение­ядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова - хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец - хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и ши­рокие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляет­ся еще подшерсток. Дикий северный олень - низкорослое животное, травоядное - питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливать­ся в снегу и раскапывать мох из-под снега.

- Как приспособились к жизни представители животного мира? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей - гус­той мех.)

IV.    Физкультминутка

                Поработали мы дружно,

                Отдохнуть немного нужно.

                Дружно встанем, тихо сядем

                И закроем все глаза. Далее шепотом:

               Наступает, наступает,

                Наступает тишина.

V. Продолжение новой темы
Рассказ экологов:

Основное занятие населения тундры - оленеводство (показ фото­графии). Еще ведется добыча полезных ископаемых - нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы: 1) нарушается поверх­ность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2) местность загрязняется нефтью во время ее добычи; 3) незаконная охота - браконьерство; 4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места. Природ­ные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая  казарка, кречет (показ фотографии).

- Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологиче­ских связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)

 - Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми наблюдательными исследователями.

 Самостоятельно запишите в тетрадь растения и животных, которых вы запомнили.

VI. Закрепление материала.

    - Составьте две – три цепи питания.

        Взаимопроверка.

  Просмотр видеофильма «Тундра».

   - Работа нашей экспедиции в тундре закончилась. Спасибо за работу.

VII. Подведение итогов.

        Домашнее задание.

          I - группе подготовить пересказ;

          II – группе составить рассказ о тундре.

 

<Главная портфолио>