Цель.
-
Расширить познания детей о видах животных и растений, населяющих
полуостров Таймыр.
Задачи:
- В игровой форме проверить и закрепить ранее полученные знания по
темам: « Красная книга», «Растения, характерные для тундровой зоны»,
«Животные, характерные для тундровой зоны».
- Дать новые знания об отдельных представителях флоры и фауны
полуострова Таймыр.
- При помощи предлагаемых перед игровым туром вопросов провести
фронтальную проверку знаний.
- Развивать познавательный интерес у детей к обитателям северных
просторов.
Оборудование:
барабан, карманы для букв, набор букв из картона, поднос,
изображение животных и растений, карточки с подсказками для ведущего,
бумага, карандаши и ручки, полоски цветного картона ( за полный
правильный ответ - красная, за дополнение и неполный ответ - белая),
призы.
Подготовительная работа:
1. Подготовить вопросы для игроков и зрителей.
2. Сделать буквы из картона.
3. Подготовить призы для игроков.
4. Сшить карманы для букв из полиэтилена.
5. Проинструктировать помощника.
Ход игры.
- Сегодня мы с вами собрались, чтобы поучаствовать в игре «Поле чудес».
Но прежде всего нам надо выбрать первую тройку игроков. Для этого я
задам вам три вопроса. Кто на них ответит, тот станет участником первого
тура. Ответы записывайте на листочках. Если правильно ответивших на
вопросы будет больше трёх человек, проводится жеребьёвка.
Вопросы:
1. Как называется это растение?
В течение долгих зимних месяцев это растение - единственный корм
северных оленей (оно составляет 70 % их годового рациона). Без этого
растения олени гибнут от кишечных заболеваний. Сохранить здоровье оленей
помогают вещества, содержащиеся в этом растении. (Ягель).
2. Знаете ли вы это растение?
В тундре и лесотундре растёт низкий ветвистый кустарник высотой чуть
больше метра. Зимой его полностью покрывает снег. Его листочки
кругленькие, похожие на мелкие монетки. Осенью листья окрашиваются в
яркие оранжевые и красные тона. (Карликовая берёза).
Подсказка: в более южных районах и в лесотундре встречается его «старшая
сестра» - всеми любимое белоствольное дерево.
3. А про это растение вы все наверняка слышали.
Сначала загадка:
Сидит на палочке в красной рубашечке.
Брюшко сыто - камешками набито.
Эта загадка про растение, которое является одним из видов диких роз.
Растёт в средней полосе и в лесотундре. Его плоды содержат намного
больше витаминов, чем лимоны и апельсины. (Шиповник).
Дети, ответившие на эти вопросы, становятся участниками первого тура.
Первый тур «Растения».
Задание. Ягоды этого растения очень вкусны и полезны (содержат много
железа, витаминов С, Р, В), но их ещё применяют как краситель. В старину
ими красили лён и шерсть в красный и фиолетовый цвета. Это растение -родственник
вереска. Его ягоды улучшают зрение. Растет оно и на Таймыре. (Черника).
Первый игрок вращает барабан. Если выпадает пустой сектор, он должен
назвать букву. Если игрок угадал букву, он имеет право на следующий ход
и снова вращает барабан. Если названной буквы в слове нет, право
следующего хода переходит другому игроку и т. д., пока дети не разгадают
слово полностью.
Если: а) стрелка становится на букве «П» - приз, то игрок выбирает
приз
и выбывает из дальнейшей борьбы или отказывается
от приза и продолжает играть,
б) выпал сектор «О», то ход переходит к другому игроку,
в) игрок подряд правильно угадывает три буквы, то
выносятся две
шкатулки, в одной из них находится приз. Игрок выбирает одну шкатулку и
забирает её содержимое. Игрок, угадавший слово, выходит в финал. Все
участники тура получают призы.
Чтобы отобрать трех участников второго тура «Птицы», предлагается
следующее задание:
1.Выберите названия птиц, обитающих на Таймыре:
1.Синица большая.
2.Белая куропатка. +
3.Снегирь.
4.Голубь.
5.Сокол-сапсан. +
6.Розовая чайка. +
7.Рыжая цапля.
8.Краснозобая казарка. +
9. Марабу.
10.Серпоклювый колибри.
2.Какие из вышеперечисленных птиц занесены в Красную книгу Таймыра?
( Краснозобая казарка, розовая чайка, сокол-сапсан.)
3.Впишите в пустые клетки буквы, чтобы получились названия птиц .
Дети, правильно ответившие на вопросы, становятся участниками второго
тура.
Второй тур «Птицы».
Задание. Это небольшая изящная птичка. «Хвостом лед разбивает»,
-шутливо говорят про неё в народе. Поговорка связана с тем, что эта
птичка прилетает рано, перед вскрытием рек ото льда. Её даже зовут
птицей - ледоломкой. Питается она насекомыми, ловко схватывая их на лету.
Подсказка: передвигается она по земле мелкими шажками, всё время
потряхивая довольно длинным хвостом. (Трясогузка.)
Игрок, угадавший слово, становится участником финала.
Все участники второго тура награждаются призами.
Чтобы отобрать трех участников третьего тура «Животные», задаются
следующие вопросы:
1.Выберите названия животных, обитающих на Таймыре:
1 .Благородный олень.
2.Красный волк.
3.Сибирский лемминг. +
4.3аяц - беляк. +
5.Сурок.
6. Северный олень +
7.Ушастый ёж.
8.Барсук обыкновенный.
9.Бурый медведь. +
10.Голубой песец. +
2.Отгадайте загадки:
1. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь).
2.Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
(Заяц).
3.Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк).
4.Трав копытами касаясь,
В тундре бегает красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Олень).
5.Сам пушистый,
Мех серебристый,
В тундре живёт,
Хищником слывёт.
(Песец).
6. Живёт под землёй,
Сам рыжий такой.
Зимой и летом в норке живёт
Корешки и травку жуёт.
(Лемминг)
3.Задание «Живые буквы». Учитель называет слово, к нему нужно прибавить
одну или несколько букв, чтобы получилось название животного, обитающего
на Таймыре.
1. Лень - тюлень.
2.Вол - волк.
З.Мор-морж.
4.Бы к - овцебык.
Третий тур «Животные».
Задание. Мех этого зверя носили как знак верховой
власти царя, короли, князья. В былые времена в Англии его разрешалось
надевать лишь членам королевской семьи. Позже этой чести были удостоены
и официальные государственные лица. Об их ранге можно было судить по
количеству хвостов этого зверя на одежде.
Живёт он и на Таймыре. Питается грызунами, рыбой, птицей, черникой,
брусникой, можжевеловыми ягодами. Он ловок и силён. (Горностай.)
Дополнительная подсказка: внешне схож с соболем и норкой.
Игрок, угадавший слово становится участником финала. Участники третьего
тура награждаются призами.
Чтобы финалисты отдохнули и набрались сил перед финалом, проводится
игра со зрителями.
Игра со зрителями.
Задание. Необычайно много легенд, мифов и сказок сложено различными
народами об этой птице. Верхом на ней восседает высшее индуистское
божество Брахма, в неё превращался и сам Зевс - громовержец, этих птиц
запрягал в свою колесницу древнегреческий бог Аполлон.
Бурятская легенда рассказывает, что какой-то охотник увидел трёх таких
птиц, скинувших перья и купавшихся в озере в облике трёх девушек. Он
схватил одну из птичьих шкурок и взял одну девушку себе в жёны. Но,
состарившись, жена охотника попросила своё прежнее одеяние, обернулась
птицей и улетела через дымовую трубу.
Охотник пытался удержать её за лапки, вымазанными в саже руками. С тех
пор лапки у этой птицы черного цвета. Живёт она,около сорока лет, что по
птичьим меркам немало. (Лебедь).
Угадавший награждается призом.
Финал.
Задание. В зоне лесотундры растёт дерево, относящееся к семейству
хвойных. Его древесина твёрдая, тяжёлая и очень долговечная. Долго не
поддаётся гниению в почве и в воде. Северяне делают из него телеграфные
столбы и сваи для мостов. До наших дней сохранилась деревянная башня
Якутского острога, сооруженная в середине 17 века. (Лиственница.)
Подсказка: хвоинки у этого дерева мягкие и падают каждую осень,
как листва.
Финалист награждается призом.
|