общеобразовательная школа-интернат ст.Старолеушковской.Тотолитарные отношения
школа-интернат ст. Старолеушковской
 

Главная страница
Администрация
Визитка школы
История школы
Школа сегодня
Школьная газета
Тематические недели
Фотогалерея
Новости школы-интернат
Аттестация педагогов
Профильное обучение

 
  Начальная школа
Средние и старшие классы
Методические объединения
СПОРТландия
 
  Кружки, секции
 
  Отчеты, акты, нормативные документы, Перспективный план развития школы
Состав попечительского совета

 
 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

 

 
 

Закон на защите детства

 
 

Схема проезда
Приемные дни,телефоны

 
 

ВХОД

 
 

 

Электронный портрет общеобразовательной школы-интернат, ст. Старолеушковской Павловского района Краснодарского края
 

 

(Слайд 1)

Правовой аспект формирования толерантных отношений у учащихся с нарушением интеллектуального развития.  

 

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.  Все это можно назвать одним словом – толерантность.      (Слайд 2)

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

 Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

 Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

 В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальное, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.    

 К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа.

(Слайд 3)     

Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

(Слайд 4)

  Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Основная задача учителя, классного руководителя, воспитателя-это воспитание толерантной личности через проведение классных часов, бесед, диспутов, круглых столов, игр, походов, экскурсий, встреч с людьми разных профессий, веры, национальности, тематических вечеров, коллективный творческий труд, совместное решение конфликтных ситуаций, коррекцию воспринимаемой детьми разнообразной информации, в том числе и информации от средств массовой коммуникации.

   Современный школьник должен правильно понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

   Формирование толерантного поведения напрямую зависит от атмосферы в школе, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом.

(Слайд 5)

В Российской Федерации существует система взаимосвязанных правовых норм, наглядно отражающая отношение законодателя к проблеме межэтнической и межрелигиозной нетерпимости. Выражается она прежде всего в декларировании принципов защиты прав и свобод человека и гражданина, и в Конституции РФ ст. 19(равенство прав и свобод человека и гражданина не зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.д. ) ст.28( свобода совести, свобода вероисповедания), ст. 29 запрещающая  пропаганду  национальной, религиозной, расовой и социальной вражды )

На первом  уроке Основ Православной культуры я всегда спрашиваю у детей все ли они русские, или есть кто то другой национальность, крещенные или нет, православные или относятся к представителям других религий для того чтобы не нарушить чьих то прав. Во время уроков акцентирую внимание на человеколюбие, почитание, уважение, миролюбие. Во время экскурсий в храм провожу беседы об отношении к верующим.

На уроках обществознания знакомлю уч-ся с правами записанными в Конституции Р.Ф. и Декларации прав человека, разбираем различные ситуации связанные с нарушением этих  прав и говорю о наказании за нарушения прав.

При изучении курса истории говорю о том, что мы многонациональное государство и только соблюдение прав и свобод всех и каждого в отдельности , уважении друг к другу сохраняет и укрепляет мир.

Толерантность – интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям

 

Существующая система выглядит следующим образом:

 1. В развитие ст. 19 Конституции РФ, декларирующей равенство граждан независимо от конфессиональной, национальной, языковой или иной принадлежности, действует охранительная норма ст. 136 УК РФ (Нарушение равноправия граждан).

 2. Наряду со ст. 28 Конституции РФ, провозглашающей свободу вероисповедания, действуют Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" и охранительные нормы ст. 193 КоАП РСФСР (Нарушение законодательства о свободе совести и вероисповедания) и ст. 148 УК РФ (Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания).

 3. В развитие п. 2 ст. 29 Конституции РФ, запрещающей пропаганду  национальной, религиозной, расовой и социальной вражды, действует ст. 282 УК РФ  

4. В развитие ст. I Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него от 19 декабря 1948 г. (ратифицирована Президиумом ВС СССР 18 марта 1954г.) действует ст. 357 УК РФ (Геноцид).

На занятиях и классных часах права ребёнка  постигаются на доступном детям материале, проводятся знакомство с Декларацией прав человека через примеры из рассказов способствующих изучению таких понятий как «закон», «статья», «свобода», «выбор», «справедливость».

 

 Правовое образование в целом ориентировано на достижение цели этического порядка – сформировать правовое сознание, привить дух прав человека, дух уважения к достоинству личности, понимание того, что самореализация отдельной личности – есть путь к прогрессу всего общества, построению правового государства.

 

 «Ученик, воспитанный на понятии толерантности и владеющий правовой грамотностью – это будущее нашей страны. Выпускники школ будут знать, и уметь как вести себя, в жизненных ситуациях опираясь на полученные правовые знания  и относиться к людям будут, с понятия толерантности воспитанное в нем школой и семьей. И поэтому можно сказать что толерантность и правовая культура взаимосвязаны и взаимозависимы».

     Умение понимать и принимать различия, понимать мотивы поступков и ценности другого человека напрямую зависят от способности человека понимать и принимать, прежде всего, себя самого, умения общаться, строить искренние и продуктивные отношения не только с родными, близкими, но и незнакомыми, непохожими, непонятными людьми. (Слайд 3)  

 

В этой сфере используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Убеждение как метод реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

Таким образом, выделены следующие методы воспитания толерантности: убеждение и самоубеждение; стимулирование и мотивация; внушение и самовнушение; требование и упражнения; коррекция и самокоррекция; воспитывающие ситуации и социальные пробы испытания; метод дилемм и рефлексия.

 

Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми

      Актуальность воспитания толерантности обусловлена  ростом  различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. 

В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи,  можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная – к конкретной группе, обществу; национальная – к другой нации; веротерпимость – к другой вере. Безусловно, все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы, направленной на воспитание толерантности у учащихся.

 

 Критерии толерантности (по Солдатовой Г. У.): (Слайд 5)  

 1. равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

 2. взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);

 3. равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

 4. сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

 5. охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

 6. возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

 7. свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

 8. сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

 9. позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

 Проявления нетерпимости (по Солдатовой Г. У.): (Слайд 6)  

 1. оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

 2. игнорирование (отказ в беседе, в признании);

 3. негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

 4. этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

 5. поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

 6. преследования, запугивания, угрозы;

 7. дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

 8. расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

 9. ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);

 10. национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

 11. фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

 12. империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

 13. эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

 14. осквернение религиозных или культурных символов;

 15. религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

 16. изгнание (официальное или насильственное);

 17. сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

 18. репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

   В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина "толерантность" объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является групповое сознание. Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. При этом объединение в общность может осуществляться по различным признакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным, досуговым и т. п.

   Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть, со своими обычаями, традициями, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому - это наш долг, причем в первую очередь - перед своей совестью. Однако в реальной жизни в обыденном мнении часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

 

    Многим детям присущи чувства отчуждения, унижения, страха, подозрительности, беспомощности, подавленности и повышенной тревожности. Такие дети испытывают большие трудности в обучении.

которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления.

При этом следует поговорить о личности толерантной и интолерантной. В современной психологической литературе это весьма условно, так как каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.

(Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды) (можно отметить, что возбуждение уголовных дел по ст. 129 УК РФ (клевета), ст. 130 УК РФ (оскорбление) по фактам распространения заведомо ложных сведений или унижения чести и достоинства отдельной национальной или религиозной группы не представляется возможным Правоприменение данных статей УК РФ возможно только по фактам клеветы или оскорбления конкретного лица, т.к. только конкретное лицо обладает честью и достоинством и может являться объектом данного преступления).