Тема:
Ледовое побоище.
Цель:
Показать героическую борьбу
русского народа с немецкими рыцарями в Ледовом побоище.
Задачи:
Образовательные:
рассказать о целях и тактике ведения боя немецкими рыцарями;
дать сравнительную характеристику вооружения немецких и русских
войск; с помощью схемы показать, каков был боевой порядок войск
и сил русских перед началом битвы на Чудском озере; раскрыть
сущность полководческого таланта Александра Невского; объяснить,
почему Александр Невский стал национальным героем.
Коррекционно-
развивающие:
способствовать развитию памяти,
внимания, познавательного интереса, запоминанию, развивать
устную речь учащихся, учить работать с учебником: давать полные
ответы, учить извлекать новые знания из прочитанного текста,
учить анализировать исторический материал, развивать умение
проводить сравнение объектов, закреплять умения ориентироваться
на карте.
Воспитательные: прививать
интерес к истории, воспитывать чувство патриотизма, любви к
своей Родине, уважение к исторической личности.
Основные
термины: фланг.
Оборудование:
иллюстрации, карта, карточки, ИКТ.
Ход урока.
I
Организационный момент: взаимное приветствие, отчет дежурного по
классу, психологический настрой на урок.
II
Проверка д\з.
1 – Какую
тему изучали на прошлом уроке?
2
фронтальная проверка д\з по вопросам
а) Кто
угрожал новгородским землям?
б)
Когда шведы подошли к р. Ижора?
в) Кто
руководил шведскими войсками?
г) О
каких героях Невской битвы вы узнали?
е) Чем
закончилась битва на Неве?
ж) Как
стали называть князя ?
3 работа по
карточкам (3 чел.)
N
1
N
2
1Когда
состоялась Невская битва? 1 Кто
руководил шведскими
войсками?
2 Кто одержал победу в Невской битве? 2 Как
звали князя
одержавшего
победу на реке Неве?
3 Каких
героев Невской битвы вы знаете? 3 Кто
такой герцог?
Задание 1
Какие черты присуще Александру Невскому?
Мужественный,
решительный, открытый, мстительный, злой, коварный,
дальновидный, талантливый, опытный, мудрый, расчетливый,
самолюбивый, властный.
Задание
2 Кто одержал
победу в битве на Ниве?
Биргер
Шведы
Невский и
новгородская дружина
Задание 3
Соотнеси:
Князь
Александр шведы сбросили в воду с конем
Гаврила
Олексич подрубил столб шатра Биргера
Дружинник
Савва вступил в бой с Биргером
4
индивидуальные ответы (
1
чел. )
5
самопроверка работ по карточкам по контрольным листам
6 подведение
итога.
III
Физ.-минутка.
Вы устали –
отдохнем,
Встанем,
глубоко вдохнем
Вправо, в
лево мы посмотрим
И потянемся
немного
И еще
чуть-чуть нагнемся
И на место
тихо сядем.
Все закрыли
мы глаза
Раз, два, три
Продолжать
урок пора.
IV Изучение
нового материала по теме :
Ледовое побоище. (слайд 1)
1 связный
рассказ учителя.(слайд 2, 3, 4)
( в рассказе
использовать отрывок из поэмы «Ледовое побоище» К.Симонова)
Подняв мечи
из русской стали,
Нагнув
копейные древки,
Из леса с
криком вылетали
Новогородские
полки.
По льду
летели с лязгом, громом,
К мохнатым
гривам наклоняясь
И первым на
коне огромном
В немецкий
строй врубился князь.
И отступая
перед князем,
С коней
валились немцы
наземь,
воздев
железные персты.
2
словарная работа стр. 257
3
самостоятельное чтение указанных абзацев
4
закрепление материала по вопросам:
а) С
кем воевали новгородцы в 1242г.?
б) Под
каким названием в историю вошла битва с немецкими рыцарями?
в) Где
проходило Ледовое побоище? Почему так называется эта битва?
г)
Опишите ход сражения?
е)
Какую роль сыграл засадный отряд в ходе боя?
ж) Какое
значение имела победа русских в Ледовом побоище ?
5 работа с
книгой: найти и прочесть:
а) Как
были построены немецкие рыцари перед битвой?
б) Как
Александр расположил свои полки?
6 работа в
тетрадях:
а)
записать тему урока;
б)
1242г.- битва на Чудском озере, это и есть Ледовое побоище.
в)
зарисовать схему клин «свинья»
7 работа с
картой: найти и показать. (слайд 5)
Русь,
Новгород, р.Неву, Чудское озеро.
8 работа с
лентой времени ( 1242г.- 13 век)
Какую
годовщину битвы на Чудском озере мы будем отмечать 5 апреля?
2012г. –
1242г. = 770 г.
9 Кроссворд
(слайд 6)
1 Как
называется озеро на льду которого состоялось «Ледовое побоище»?
2 Как звали
князя Невского?
3 Как
называлось построение немецких рыцарей?
4 Кто одержал
победу в битве?
|